Я совершенно не умею писать рецензии, но это и понятно, я не критик, а совершенно обычный зритель. Театр я не просто люблю, я его боготворю! С самых ранних лет для меня нет ничего прекраснее, чем тот момент, когда в зале гаснет свет и занавес открывает сцену. До сих пор, в моем уже солидном возрасте, меня охватывает щенячий восторг при звуке театрального звонка. “Город над вольной Невой..”, помните эту песню? Эта мелодия навсегда в моем сердце, ведь именно она и есть звонок в театрах Ленинграда моего детства.
Жизнь идет, все меняется. Сейчас я живу в Москве и с удовольствием хожу здесь в театры. Ах, сколько их в столице! Жизни не хватит, чтобы обойти. Поэтому, я стараюсь выбирать только то, что по настоящему для меня важно.
Но как интересно порой складывается судьба, какие зигзаги она выписывает! Иногда случайность полностью меняет нашу жизнь.
Так было и со мной. Признаюсь честно, да простит меня Надежда Георгиевна, я никогда не была поклонницей жанра русской народной песни. Ну вот так получилось, бывает ). И я совершенно не собиралась в театр “Русская песня”, он просто не значился в моем списке must see.
Но мудрое провидение лучше нас знает, что нам нужно в тот или иной момент. Так получилось и со мной. В один из серых и тяжелых дней третьего апреля 2017 года я за компанию пришла в театр “Русская песня” и вся моя жизнь перевернулась. И не просто перевернулась, а можно сказать, что этот спектакль спас мою жизнь. Я расскажу потом почему.
Я уходила из театра совсем другая, обновленная. У меня было полное ощущение, что я искупалась в хрустальной и чистой воде горного родника. Накопившийся стресс, ужас и боль – все было смыто чистой и искрящейся водой.
И называлось это чудо фолк-опера “Ночь перед Рождеством” в театре “Русская песня”.
Так что же так могло меня потрясти? Ведь я считала себя искушенным театралом! А тут фолк-опера по повести Гоголя. Классический материал, это произведение пережило массу постановок и экранизаций. Что можно найти тут нового и необычного?
Да почти все! Все здесь необычно, свежо, мощно! Это невероятно искрометный и одновременно пронзительный спектакль. Драматизм здесь соседствует с почти цирковыми номерами, прекрасная хореография и невероятно красивые голоса актеров. А какая сценография! Костюмы настолько красочны и богаты, что можно любоваться ими бесконечно.
Режиссер-постановщик этого фееричного действа – Нина Чусова. Я думаю, что театралам не стоит представлять эту необыкновенно талантливую женщину-режиссера. Все помнят ее работы в Современнике, например “Мамапапасынсобака”, а ее проекты в театре “Аквамарин”! Нина Чусова лауреат множества театральных премий и победитель конкурсов. Ее имя на афише давно уже знак качества.
Режиссеру удалось сделать почти невозможное в этом спектакле! Такой крутой замес из прекрасной музыки, лучших голосов, ярких номеров и великолепной хореографии!
Но особое чувство у меня вызвали декорации. Художник Павел Каплевич воссоздал на сцене морозную и снежную ночь. Огромные сугробы, звездное небо и теплая украинская хата. А какой получился прелестный царский дворец!
Целая звездная плеяда замечательных актеров была на небосклоне “Ночи перед рождеством”. И самая яркая звезда это, без сомнения, Надежда Бабкина! Скажу честно, я любовалась этой необыкновенной женщиной! Для меня она открылась совсем с другой стороны. Невероятная красавица, она не просто обладательница прекрасного и проникновенного голоса, она еще и талантливая драматическая актриса! Все жанры подвластны ей! В спектакле у Надежды Георгиевны две роли: Солоха и Царица. Как же она убедительна и в той и в другой роли!
Разбитная и хитрая Солоха и гордая, но такая одинокая и нежная Царица.
Партию Вакулы я видела в исполнении двух актеров: Глеба Матвейчука и Виктора Добронравова. Да, вы правильно поняли) Я, действительно смотрела этот спектакль дважды). Это в первый раз в моей жизни. Никогда до театра “Русской песни” я не возвращалась на один и тот же спектакль.
Глеб Матвейчук великолепен в роли кузнеца Вакулы. Гениальнейший актер! Ему подвластно абсолютно все! Он может быть романтичным, нежным, трагичным и одновременно веселым, юморным и искрометным.
А посмотрите на Оксану! Стопроцентное попадание в образ! Именно так я и представляла себе эту чернобровую дивчину. Для молодой актрисы Светланы Прониной эта роль – дебют. И весьма удачный!
Прекрасный получился дуэт Вакулы и Оксаны!
Надо отдать должное хореографии. Таких танцев и таких танцоров я уже давно не видела! Потрясающие сцены! Хореограф Николай Андросов создал удивительную по красоте картину спектакля с помощью пластики. Очень органично!
Шоу -балет “Живая планета” настоящее украшение на сцене!
Но то, что не оставляет ни одного зрителя равнодушным это, разумеется, зажигательные украинские пляски! Такого гопака мне видеть не удавалось! Ансамбль “Русские сезоны” потряс мое воображение
Как они это делают? Невероятно!
Есть в спектакле еще один актер, настоящий бриллиант! Я скажу вам так. Спектакли “Русской песни” нужно посмотреть еще и для того, чтобы увидеть и услышать Александра Варнаева. Мне сложно подобрать эпитеты к тому, что творит и вытворяет на сцене этот актер. Как завороженная я наблюдала за его игрой. Помните, как там у Окуджавы?
“Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел. Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять, Как умеют эти руки эти звуки извлекать”. И, действительно, как? Как можно сыграть на пиле, на косе, на всем, что найдется в хате у Солохи? Дуэт Дьяка и Солохи, когда они играют на ложках достоин самостоятельной театральной жизни! Его можно показывать отдельно! Да что там говорить, почти все сцены с участием Александра Варнаева можно вносить в учебник актерского мастерства.
Талантливейший музыкальный эксцентрик, драматический актер и танцор! Лучший дед Щукарь и самый лучший Дьяк в “Ночи перед Рождеством”! Равных ему нет.
Изумительная актриса театра. Всегда любуюсь ее игрой.
Ну и, конечно, о Черте. Куда же без него? Два актера исполняют эту роль – Сергей Астахов и Юрий Катаев. В апреле я видела Черта Астахова и посчитала, что лучше уже никто не сможет сыграть этого дамского угодника, эдакого метросексуала, гламурного персонажа.
Астахов в этой роли невероятно хорош! Но Юрий Катаев превзошел все мои ожидания! Хитрец, лжец, тонкий обольститель и затейник. Чудесный Черт получился!
Обратите внимание на костюмы. Это настоящая роспись на фарфоровых табакерках! Нечто похожее я видела в Эрмитаже. Такая изящная сцена.
Мы слушали песни на настоящем украинском языке в самом центре Москвы, в одном из лучших театров России. “Ніч яка місячна, зоряна, ясная, Видно, хоч голки збирай; Вийди, коханая, працею зморена, Хоч на хвилиночку в гай”! Я никогда не была в Киеве, я не знаю этот красивый и певучий язык, но я была потрясена. Сейчас, когда мир сошел с ума от жестокости, глупости и наши народы разделяют насильно, рвут на части одну душу, такие спектакли и такие песни необходимы!
Мы один народ и мы будем петь и по украински и по русски все наши песни, чтобы там не придумывали политики.
Ну, а теперь о том, как мне спас жизнь спектакль “Ночь перед Рождеством”. На третье апреля 2017 года у меня был билет на Сапсан. Я собиралась ехать домой в Питер по делам. Около двух часов дня я должна была делать пересадку на Техноложке. В это время там прогремел взрыв.
Но я сдала билет накануне, потому что очень хотела посмотреть “Ночь перед Рождеством”.
Вы верите в чудеса? Я-да!