Наталья. Спектакль «Калина красная»

Опубликовано: 15 сентября 2018 в 12:04

В Театре Русской песни Надежды Бабкиной состоялась не просто громкая, яркая, долгожданная, а очень важная, знаковая для людей, которые помнят и ценят творчество Василия Макаровича Шукшина, премьера – спектакль «Калина красная».
Проза Шукшина уникальна. Как и его личность. Какой глубочайшей любовью пронизаны его тексты к своим героям. Каким цельным, светлым, немного наивным рисует Шукшин характер русского человека в своих произведениях, как литературных, так и кинематографических. Если приглядеться, то в каждом герое Шукшина есть лучезарная чистая детскость и раскрываются они в самых разных ситуациях, часто смешных и нелепых. Шукшин был наделён редким даром любить свою родную землю, свой народ, любить и понимать, любить и пропускать через сердце горе и радости людей, чувствовать их как свои. Наверное, поэтому в его героев невозможно не влюбиться, и невозможно забыть. Наверное, поэтому Василия Макаровича Шукшина помнят, уважают, любят и читают миллионы людей.

В спектакле «Калина красная» занято целое созвездие известных актёров – Сергей Никоненко, Елена Сафонова, Вячеслав Манучаров, а главные роли Егора Прокудина и Любови Байкаловой исполняют Андрей Мерзликин и Мария Шукшина. Режиссёр спектакля — Дмитрий Петрунь.

Надо отдать должное смелости авторам постановки. Они взяли на себя большую ответственность, потому что каждый, кто придёт на спектакль, будет сравнивать его с фильмом «Калина красная», который Шукшин снял как режиссёр, и сыграл рецидивиста Егора как артист. Но делать этого не следует. На сцене Театра Русской песни будет не абсолютный ремейк.
В спектакле использованы сюжеты из нескольких рассказов Шукшина, я узнала четыре: «Срезал!», «Петька Краснов рассказывает», «Микроскоп», «Мой зять украл машину дров». Своим непередаваемым юмором они украсили оригинальный текст.
Хорошо поставленный свет, видео-проекции помогают зрителям перенестись на Алтай, в тишину и красоту села Ясное, а также в зону, и в ресторан, где гуляют воры.
Спектакль наполнен музыкой, артисты поют и танцуют, и в этом стилистическая особенность фольклорного Театра русской песни. Поначалу эта душевная история, рассказанная прекрасным сочным языком Шукшина, в обрамлении музыки, песен, танцев, ярких ситцевых платьев, аккордеонов, кажется водевильной. Но во втором отделении музыкальная составляющая деликатно отступает на задний план, и зрители остаются один на один с героями, разделяя вместе с ними драматическое напряжение финальных моментов.

Хорошо, что Андрей Мерзликин не ставит перед собой цели быть похожим на Шукшина, у него свой Егор Прокудин. Красная рубаха, бесшабашность, дерзость, находчивость, способность к яркой импровизации, по призванию он настоящий артист, только реализовавший свои таланты не на сцене, а в криминальном жанре. При этом какая-то часть его души остается светлой, и совесть у него ещё сохранилась. Любовь к «заочнице» — так в зоне называют одиноких женщин на воле, которым зэки пишут письма, простой деревенской женщине, доярке Любе Байкаловой преображает его, он удивляется тому, что и сам не подозревал, каким нежным он, вор-рецидивист, много раз побывавший в местах заключения, может быть.
Мария Шукшина невероятно похожа на свою маму Лидию Федосееву-Шукшину, в роли Любы Байкаловой она чувствует себя легко и свободно, но, конечно, не копирует, наполняет её своей энергетикой, своим личностным обаянием.
Утончённой Елене Сафоновой досталась необычная роль, она играет простую деревенскую женщину, мать Любы. Органика удивительная у актрисы, так искренне она боится приезда страшного «жениха-бандита», так непосредственно «охраняет» влюблённую дочку ночью, так проникновенно рассказывает ей о жизни с пьющим мужем.

В спектакле много смешных моментов.

Вячеслав Манучаров наделил своего героя недотёпу Мишку, младшего брата Любы, комичным пришепётыванием. Вместе с отцом, которого играет Сергей Никоненко, они чрезвычайно забавно ведут охоту на микробов! А как исключительно по-русски, по-деревенски, происходит распитие дорогущего коньяка из банного ковшика на крыше, да на рассвете!
Надежда Бабкина появится в двух ролях, певицы в ресторане, где гуляет шайка Губошлёпа и тёщи, старшего сына Любы, Петра. И так хороша её воинствующая вздорная тёща, которая «первые колхозы создавала», и которую он временно заточил в карцер-погреб, заманив туда салом!

Но это весёлые сцены.

А в спектакле есть совершенно пронзительные, рвущие сердце.

Встреча Егора с заброшенной, одинокой матерью в деревне, которую он не видел много-много лет.
Объяснение с Любой, когда он пытается, наверное, раз в жизни быть искренним и честным с самим собой, хочет разорвать все связи с прошлым и начать, пусть и в 40 лет, новую жизнь.

И финальная сцена…

Когда простодушный увалень Мишка испуганно и неуклюже бежит к Егору со словами: «А ты фто там разлёгся?», в горле стоит комок…

На премьере «Калины красной» в зале присутствовала Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина. Несколько раз глядя на сцену, она смахивала слёзы.
Как удивительна жизнь. Думала ли она, первая исполнительница Любы Байкаловой, любовь всей жизни Василия Макаровича Шукшина, что спустя более чем 40 лет со времени выхода фильма «Калина красная» на экран, её дочь будет играть её роль…

Премьера получилась фееричной. Я давно не видела такой лавины цветов, которой одаривали благодарные зрители Марию Шукшину и других артистов, как долго зал рукоплескал стоя.
В заключении скажу, что есть такие понятия-ключи, с помощью которых можно получить доступ к глубинной генной памяти. Произнесешь и сразу в голове возникают образы нашей огромной прекрасной страны, её богатейшей национальной культуры, её духовных богатств.

Шукшин – одно из таких кодовых слов.

Театр русской песни Надежды Бабкиной вносит неоценимый вклад в развитие и поддержание русской культуры. За что ему благодарный и низкий поклон.

Система Orphus