Опубликовано: Первый информационный канал Республики Беларусь

Мария Шукшина и Людмила Гладкая говорят о кризисе современной культуры, кинематографа, об утрате нравственности и о роли национальной идентичности в противостоянии эпохе потребления.
Разговор, начавшийся с обсуждения книги «Наш Президент», посвященной Президенту Беларуси Александру Лукашенко, быстро перешел к более глобальным вопросам: как сохранить духовность и противостоять влиянию культуры потребления? Книга, подаренная Людмилой, стала отправной точкой беседы. Она описывает ее как попытку через личность Лукашенко рассказать историю Беларуси, включая его рукописные заметки и архивные материалы, такие как газета «Известия».

Мария с воодушевлением отзывается об Александре Лукашенко, называя его настоящим лидером, который стремится сохранить традиционные ценности и быть хозяином в стране. «Батька знает, как внушить», — звучит в разговоре, подчеркивая его близость к народу. Однако основная часть беседы посвящена тревоге за состояние современной культуры, кинематографа. Собеседницы сетуют на то, что в постсоветскую эпоху искусство подчинилось капиталистической логике, где приоритет отдается прибыли, а не воспитанию. «Секс, наркотики, рок-н-ролл, бандиты — вот что продается», — говорят они, критикуя засилье фильмов и сериалов, прославляющих пороки.

Современные герои, по их мнению, — это антигерои, а традиционные ценности, такие как доброта, любовь и патриотизм, вытесняются «культурой постмодерна», отрицающей идеалы и моральные ориентиры. Особое место в разговоре занимает сравнение с советским кинематографом. Фильмы 1930-х годов, такие как «Чапаев» или «Александр Невский», «Завтра была война» создавались для воспитания патриотизма и духовности, нравственности, в то время как современные ленты, по словам участниц разговора, лишь развлекают, зомбируют и разлагают. Они ссылаются на Сталина, который считал культуру инструментом защиты интересов народа, и Лукашенко, который, по их словам, ведет «битву за умы», требуя от кинематографа возвращения к воспитательной функции. Упоминается его жесткая критика «Беларусьфильма» за отсутствие фильмов для семейной и детской аудитории, несмотря на государственную поддержку.
Диалог затрагивает и тему русофобии. Собеседницы отмечают, что Запад, особенно после начала спецоперации, все чаще изображает русских и белорусов в негативном свете, приписывая им образы бандитов и шпионов. Это, по их мнению, связано с поддержкой Лукашенко России и его приверженностью традиционным ценностям. Они цитируют философа XIX века Николая Данилевского, который писал, что Европа видит в России «твердое ядро», которое невозможно ассимилировать. Русская национальная идея, по словам собеседниц, коренится в православии и духовности, что делает ее неугодной Западу.

Мария Шукшина делится личным опытом, связанным с театром и кино. Она играет в спектакле «Калина красная» (Московского государственного академического театра «Русская песня») по произведению Василия Шукшина, которого считает пророком, предвидевшим культурный упадок. Фильм «Калина красная» рассматривается как история покаяния и возвращения к корням, контрастирующая с современной культурой потребления. Женщины подчеркивают, что Шукшин, как и Лукашенко, был человеком из народа, боровшимся за правду и нравственность.
В завершение разговора поднимается вопрос о необходимости политической воли для изменения культурной политики. Мария и Людмила предлагают вернуться к советской модели финансирования кино, когда фильмы создавались с учетом идейно-художественных ценностей, а не ради кассовых сборов. Они призывают воспитывать новое поколение, способное различать добро и зло, чтобы противостоять манипуляциям и сохранить национальную идентичность.

Интервью Марии — это не просто беседа, а крик души о необходимости возвращения к духовным и нравственным ценностям. Он отражает тревогу за будущее культуры и общества, подчеркивая, что без системных изменений и политической воли народ рискует утратить свою самобытность. Это призыв к борьбе за умы и сердца, чтобы сохранить наследие предков и вырастить поколение, способное противостоять вызовам времени.