Спектаклем по произведениям Василия Шукшина «Калина красная» начал новый театральный сезон Московский государственный академический театр «Русская песня» в рамках федеральной программы «Большие гастроли». Организованные ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации, гастроли стартовали 2 сентября во Владимире.
«Материал сложный, но очень близкий нам по духу и содержанию. Каждое слово Шукшина – чистое, искреннее, в каждом живет душа, боль, любовь, вера, наивность и великая мудрость народа», – считает художественный руководитель-директор Московского государственного академического театра «Русская песня», народная артистка России Надежда Бабкина.
«Московский государственный академический театр «Русская песня» не первый раз участвует в «Больших гастролях». Благодаря этой федеральной программе театр имеет уникальную возможность расширить аудиторию, познакомить со своим творчеством большее количество людей, – констатирует куратор проекта со стороны театра «Русская песня», заместитель директора, заслуженный работник культуры Республики Крым Сергей Рябов. – В прошлом году мы познакомили зрителя с постановкой Павла Сафонова «Бедность не порок» по пьесе Александра Островского. По реакции публики поняли – люди не перестали любить классику, желают видеть любимых актеров «живьем», хотят заглянуть в самую глубину человеческих чувств и задуматься о важном. Поэтому в новом сезоне «Больших гастролей» мы решили привезти один из лучших спектаклей театра «Русская песня» – «Калина красная», поставленный режиссером Дмитрием Петрунем по рассказам Василия Шукшина».
Режиссёр-постановщик Дмитрий Петрунь подчеркнул, что его задача — не повторить культовый фильм 1974 года, а создать новое прочтение шукшинской притчи. «Моя главная задача — уйти от Шукшина хрестоматийного, на основе его текста рассказать свою историю, добиться того, чтобы у зрителей не возникало желания сравнивать спектакль с известным фильмом», — отметил он. По его словам, «Калина красная» — это история о нехватке открытости в современном мире, о вечном стремлении к лучшей жизни и о том, как человек, жаждущий эмоционального насыщения, находит настоящее счастье в простом, но искреннем покое.
Артист театра и кино Дмитрий Миллер впервые исполнил роль Егора Прокудина и подчеркнул, что его герой переживает глубокий внутренний кризис, характерный для зрелого возраста. По словам актёра, Егор провёл большую часть жизни в тюрьме, привык к преступному укладу, но в какой-то момент начинает по-новому осмысливать свою судьбу и поведение. Именно это переосмысление, по мнению Миллера, и становится началом его искупления.
Миллер также отметил, что ему особенно близка эта поездка, поскольку его корни — во Владимирской земле: он рассказал, что его мама родом из деревни Напутново, что придаёт выступлению в регионе особое значение. Он подчеркнул, что стремится не просто сыграть роль, а прожить её, постепенно впуская героя в себя: сначала — через технику, затем — через внутренние переживания. По его словам, он пока не ставит перед собой задачу «вжиться» полностью, понимая, что это произойдёт со временем, когда все сценические движения и реплики станут естественными.
Спектакль стал не только художественным, но и символическим событием — в этом году театру «Русская песня» исполняется 50 лет. «Калина красная» — это дань традициям, духовности и силе русской души, переданная через призму современной режиссуры и живого исполнения.
Особое впечатление произвело участие Марии Шукшиной, впервые выступившей на театральной сцене. Актриса призналась, что согласилась на роль не сразу — для неё это стало настоящим вызовом, ведь она никогда ранее не играла в театре и не имела опыта в антрепризах.
Решение принять участие в спектакле «Калина красная» было продиктовано личной просьбой Надежды Бабкиной, а также глубокой связью с текстами своего отца — Василия Шукшина. Она отметила, что исполняемый материал обладает редкой духовной глубиной, которой сегодня не хватает в современном искусстве, и подчеркнула важность таких постановок для души зрителя: «О смысле жизни, о ценностях, о возвращении блудного сына — это вообще религиозные ценности. Можно даже сравнить его с разбойником, распятым рядом с Христом. Разбойник — вор, рецидивист. Поэтому это — такие высокие смыслы, которые мы, к сожалению, сегодня не видим… А хочется. Очень хочется слышать их, видеть, думать об этом. Искусство должно учить думать. А оно всё больше развлекает.».
Мария Шукшина рассказала с теплотой о совместной работе с Сергеем Никоненко, исполняющим роль её отца в спектакле. Она отметила, что их встреча на сцене — это особый момент преемственности поколений: когда-то в детстве она снималась у Никоненко в фильме «Птицы над городом», где он был режиссёром и играл отца, а теперь он вновь стал её сценическим отцом, продолжая многолетнюю творческую связь, уходящую корнями в эпоху её отца — Василия Шукшина.
В финале вечера из зала поступило предложение – спеть вместе! Артисты театра «Русская песня» с радостью на него откликнулись. И, поскольку, «Калину» уже отыграли и исполнили одноименную песню, решили «на бис» отдать предпочтение произведению, посвященному другому – не менее популярному – растению. Образ которого, кстати, тоже щедро используется как в народном творчестве, так и в авторских произведениях. Вы не ошиблись, это – «Рябина».
Такое бывает не в каждом регионе, не у каждого театра и не на каждом спектакле.
Для «Русской песни» это – в порядке вещей! Ведь диалог со зрителем – это главное, считают создатели постановки, так полюбившейся жителям Владимирской области.

































































