Детские елочные празднества, запрещенные после Революции вместе с Рождеством и Дедом Морозом, возобновили только в 1937-м году. Тогда пределом мечтаний советской детворы была возможность попасть на главную елку страны, которая до 1954-го года проводилась в Доме союзов, а после – в Кремле. Сегодня ничего не изменилось. Нынешние дети, как в свое время их папы и мамы мечтают о чуде, а родители ломают голову, куда отвести ребенка – елок-то в Москве миллион. Одни выбирают МХАТ с традиционной «Синей птицей», другие достают билеты на «Щелкунчика» в Большой театр, третьи облюбовали новогоднее представление в ТЮЗе… Редкий театр обошелся в своем репертуаре без новогоднего представления для самых маленьких. Не стал исключением и театр «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной, где вот уже четвертый год подряд режиссер Максим Лахно ставит свои замечательные «елки».
Новое представление «Бабкины сказки» заставляет даже взрослых почувствовать себя детьми и, затаив дыхание, с восторгом наблюдать за происходящим на сцене. А увлечь взрослого – задача непростая. Ведь если детское воображение способно оживить любую, даже самую унылую картинку, то папы и мамы на детских спектаклях, как правило, откровенно скучают, поглядывая на часы в ожидании занавеса.
На «Бабкиных сказках» скучать не приходится, потому что события на сцене разворачиваются самым стремительным образом. Дед Мороз, впав в депрессию по причине своего не современного имиджа, в сердцах разбросал по всему сказочному лесу посох, сани и мешок с подарками. А какой же праздник без всей этой амуниции! Снегурочка в слезах, Новый год наступает, гости прибывают… Словом, караул – праздник под угрозой срыва. За час с небольшим, пока Марья-Искусница и две Василисы – Прекрасная и Премудрая шьют Деду Морозу новый ультрамодный наряд, Иван Царевич, Иван Дурак и Иван-крестьянский сын должны отыскать пропавшие артефакты. Правда, тех уже и след простыл. Сани Баба Яга с Лешим утащили, мешок с подарками Соловей-Разбойник подобрал, а посох Злая Вьюга умыкнула… Удастся ли троим Иванам спасти наступающий праздник, не скажу, чтобы не пропала интрига.
В спектакле нет никакого нафталина в духе тюзовских утренников – представление яркое, динамичное, наполненное национальным колоритом и фольклорными мотивами. При этом здесь прекрасно понимают, что современному театру, вынужденному конкурировать за внимание маленьких зрителей с телевидением и 3D-кино, без современных технологий не обойтись. При помощи видеопроекции на заднике сцены оживает русская народная игрушка «Кузнецы», после чего вдруг возникает окно: резное, расписное, с наличниками… Ставни распахиваются и в окне появляется бабка-сказительница… Точнее, Бабкина Сказительница.
– А желает ли народ
Дружно встретить Новый год? – вопрошает она.
И дети, чья вера в сказку безоговорочна, вместе с завороженными родителями дружным хором отвечают:
– Да!!!
Затем сказительница призывает «пам и мам делать фото в инстаграм». И даже хэштег предлагает – #бабкинысказки. А как иначе – прогрессивная сказительница не может недооценивать роль социальных сетей в современном мире! В канву спектакля вообще очень органично вплелись актуальные приметы нашего времени. Например, Василиса Прекрасная не выпускает из рук волшебного зеркальца, которым без конца делает селфи. Злая Вьюга не хуже той Lady Gaga рассказывает о своей нелегкой судьбе на мотив песенки «Bad Romance», а Дед Мороз, преображенный как после участия в «Модном приговоре», может и рэп зачитать, заткнув за пояс любого MC.
Несмотря на эти яркие находки, музыкальной основой спектакля остаются народные песни, переписанные на новогодний лад. Среди них не только наш любимый «Ой, мороз», но и украинские «Чубарики чубчики», и даже неаполитанская «Санта Лючия» в невероятном исполнении… Соловья-Разбойника. Получился чистый Карузо!
Кроме живого исполнения песен под аккомпанемент ансамбля снеговиков, особую уникальность «Бабкиным сказкам» придают костюмы. Кокошники с жемчужными поднизями, парчовые сарафаны, кафтаны, украшенные великолепной вышивкой… Все это с исторической достоверностью создавалось в мастерских театра, чтобы рассказать маленьким зрителям о красоте и самобытности русского костюма.
Артисты театра играют легко и азартно, и, кажется, сами получают от этого удовольствие. Во время спектакля они постоянно взаимодействуют с залом: спускаются со сцены, разговаривают с публикой, загадывают загадки, бросаются гигантскими снежками… То есть делают маленького зрителя непосредственным соучастником происходящего на сцене.
Сценическое пространство по ходу действия превращается то в настоящий заснеженный лес, то в логово Соловья-Разбойника, где в золоченых клетках томятся райские птицы, то в заросшую поганками избу Бабы Яги. Эта увлекательнейшая смена действий сопровождается захватывающими дух фокусами от самого настоящего волшебника – какая же сказка без него!
В финале малышей затягивает веселый хоровод у новогодней елки, а счастливые родители достают мобильные телефоны и поднимают над головами фонарики, превращая зал в большое звездное небо.