Очередная премьера в театре «Русская песня» – спектакль «Калина красная» по мотивам произведений Василия Шукшина

Опубликовано: 5 декабря 2017 в 11:22

Гоголь, Шолохов, Куприн… В ряду литературных классиков, составляющих репертуар театра «Русская песня», появилось имя Василия Макаровича Шукшина. Благодаря режиссеру Дмитрию Петруню легендарная киноповесть «Калина красная» получила свежее прочтение и новую театральную жизнь.

Петрунь поставил перед собой задачу уйти от хрестоматийного Шукшина, от ассоциаций с одноименным фильмом 1974 года. Сложно не повторить то, что когда-то было сделано так виртуозно. Тем более, это сложно в нашей стране, где «Калина красная» – это, прежде всего, фильм с самим Шукшиным в роли Егора Прокудина. Несмотря ни на что, у режиссера получилось дать свое видение образов Любы и Егора, атмосферы города и деревни.

Начать сравнение можно с главных героев – на роли Егора Прокудина и Любы Байкаловой Петрунь пригласил киноактеров, не замеченных в крупных театральных постановках. Андрея Мерзликина и Марию Шукшину зрители привыкли видеть на экране, поэтому интереснее вдвойне наблюдать за ними на сцене. Имя Василия Шукшина близко обоим артистам. Мерзликин часто обращается к его творчеству, играет моноспектакль «Человек земли», посвященный Василию Макаровичу, регулярно приезжает на Шукшинский кинофестиваль, который проходит на Алтае, на родине Мастера. Актер не раз признавался, что Шукшин его «покорил своей искренностью и пронзительностью». Что уж говорить о Марии Шукшиной, дочери великого писателя, режиссера, актера? У каждого из них свой Шукшин, своя актерская природа, свой индивидуальный внутренний темпоритм. Стоит ли при этом упоминать, что Люба в спектакле – это не Лидия Федосеева в этой же роли в легендарном фильме, а Егор далек от того образа, который пережил на экране Шукшин?

Иной и сам путь исправления Егора после отсидки. Петрунь усиливает метущееся состояние главного героя сценой в поезде, заимствованной из рассказа «Печки-лавочки», в которой он виртуозно «прикарманивает» у попутчиков чемодан. Из тюрьмы Егор выходит без понимания того, что делать дальше, как жить. Он не знает, как может быть иначе, без воровства, без разудалой «малины». Если в версии Шукшина Егор борется с соблазнами, сражается со своими внутренними бесами, то в спектакле он совсем не предполагает, что сможет остепениться, найти свое счастье в деревне среди любимых березок. Кстати, тем самым березкам, которым и повести, и в фильме придается особый символический смысл, в спектакле места почти не нашлось. Что ищет Егор, Горе, как как его называют подельники? Чего хочет? Кого любит? Не понятно. Если бы не чистая, наивная «заочница» Люба, возможно, его воровская карьера могла бы блестяще продолжиться. Она влюбляется в бывшего ЗЭКа, несмотря на его вранье, несмотря на его непрезентабельное прошлое. Люба, благодаря своей открытости и даже божественному началу, оказалась способной найти оправдание всему, ей удалось отыскать в Егоре ту частичку живого, настоящего, которая запрятана далеко от посторонних глаз. Благодаря ее любви и великому прощению, Егор обретает покой на родной земле, полностью оправданным принимает смерть от своих теперь уже бывших друзей – перед самой гибелью расходятся его дорожки с Губошлепом и Люсьен.

Помимо генеральной линии Егора и Любы, в спектакле много сцен, перетекших из разных рассказов Шукшина – «Чередниченко и цирк», «Письмо любимой», «Микроскоп» и других. Все они вполне органично вплетаются в канву основного сюжета – иногда более точно раскрывают характеры персонажей, иногда просто снабжают действие новыми красками (инсценировка – Александр Савицкий).

Отдельного разговора требует семейство Байкаловых, принимающих у себя дома только что освободившегося из мест заключения рецидивиста. Великолепны родители Любы, сыгранные легендарными артистами Сергеем Никоненко и Еленой Сафоновой. Сцены с их участием – верх профессионализма. Они смотрятся одновременно и смешно, и трогательно, и наивно. Сразу понятно, в кого уродилась эта сердобольная Люба.

В спектакле семейство Байкаловых не ограничилось родителями, братом Петром (Александр Коган) и его женой Зоей, оно разрослось. Появился смешной шепеляво-картавый брат (Вячеслав Манучаров), который только что вернулся из Крыма, где лечил радикулит, и заодно рассматривал девушек в откровенных, по тем временам, купальниках. А брат Петр обзавелся вредной тещей, которая мужа в тюрьму посадила, когда стал неугоден, и зятя готова туда же отправить за то, что жене шубу купить не может. Эта роль досталась Надежде Бабкиной. Она невероятно смешная и нелепая в своем кургузом костюмчике, а ля «по моде», в ярких босоножках поверх носка. Эта теща – одна из тех узнаваемых женщин, которые нажили свое состояние собственной прыткостью и авантюризмом, а теперь трясутся над ним – ни дай бог копеечки не досчитаться.

Как и во всех постановках театра «Русская песня», в спектакле «Калина красная» много музыки – народные песни («Отец мой был природный пахарь», «В роще пел соловушка», «Через садик») и настоящие хиты 60-70-х годов – «Ты не печалься» Микаэла Таривердиева и «Лада» Владимира Шаинского, а городской романс «Нитка бус» в исполнении Надежды Бабкиной – это отдельный, очень цельный, музыкальный номер.

Вообще, спектакль «Калина красная» получился очень музыкальным и поэтичным. Поэзия присутствует во всем – в слове, в музыке, в песне, даже в построении мизансцен. Но поэзия эта не та, которую подарил нам Василий Шукшин, она совсем другая, и это – прекрасно!