Музыкально-драматический спектакль «Россия, слово о тебе…» с участием народных артистов СССР и России, прошедший 4 октября, стал первой премьерой в новом сезоне театра «Русская песня»
«Тот нищ, кто в России не был» – написал Михаил Кульчицкий в поэме «Самое такое». Отрывок из нее прозвучал прологом к спектаклю «Россия, слово о тебе…» в исполнении Надежды Бабкиной, и предварил собой рассказ о многообразии, многоцветии, многозвучии русской истории и культуры. Святой, земной, духовной, потерянной, городской, многострадальной и возрожденной предстала Россия в новом спектакле театра.
О России, ее трагедиях и победах, ее рождении и становлении, ее крахе и воскрешении рассказали создатели спектакля. Русская народная песня, пройдя сквозь века, слилась в единое целое с музыкой Сергея Рахманинова и Петра Чайковского, прозой Льва Толстого и Антона Чехова, поэзией Марины Цветаевой, Сергея Есенина, Михаила Кульчицкого и Петра Вегина. «Красной нитью» прошла идея о том, что русское классическое искусство тесно и неразрывно связано с русской народной культурой – именно из народных напевов, наигрышей, сказаний, традиционных ремесел черпали свое вдохновение композиторы, писатели, поэты, художники.
«Нет более животворного, более искреннего и объединяющего искусства, чем фольклор. В нем заключен дух русского народа, который во все века близок и понятен любому, независимо от возраста, сословия, вероисповедания и благосостояния. Фольклор сосредоточен в центре русской культуры, он же и лег в основу нашей новой программы», – говорит режиссер Любовь Гречишникова, которая является постановщиком большинства сольных программ ансамбля «Русская песня». В своей новой работе она привнесла в неповторимое и самодостаточное звучание солистов ансамбля «Русская песня» «свежую» ноту – предложила исполнить классические литературные произведения популярным артистам: Людмиле Чурсиной, Ирине Мирошниченко, Ольге Волковой, Илзе Лиепа, Сергею Безрукову, Ивану Замотаеву и Дмитрию Харатьяну. Из такого «созвездия» талантов и имен родился «народный хор», солистом которого выступило «Слово».
«Светает от твоих волос, светает…», – подхватив девичий хор, метафорой и ассонансом звучит «слово» Петра Вегина, исполненное Илзе Лиепа, и сразу же преображается в мелодию «Русского танца» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. В этом поэтично-пластичном эпизоде словно сейчас, на наших глазах, из хаоса рождается большой и красочный мир, наполненный духовной благодатью и гармонией. И вот из этой гармонии уже появляются гении, своим великим «словом» навсегда прославившие Россию. Кто не знает произведения Льва Толстого, но кто вспоминает о тоске писателя по неподражаемому и не изучаемому русскому духу? Ольга Волкова, играя отрывок из «Войны и мира», в котором Наташа Ростова танцует под народную мелодию, вопрошает: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить?». Мы и сегодня задаемся вопросом: «как сохраняется в нас эта «особенность», национальный культурный стержень, на протяжении веков старательно выбиваемый из нас чужеземной мыслью?» Знать, крепок тот фундамент, заложенный предками…
Еще один эпизод спектакля: настоящий исконный русский плач в исполнении Натальи Морозовой «разрывает» души зрителей и выводит на сцену «певца России» Сергея Есенина, с болью в сердце радеющего за судьбу Родины. Первые же строки, произнесенные Сергеем Безруковым, явили сложный, многомерный мир поэта. Окончательно уверовав в себе, найдя свое место на Земле, Есенин восклицает: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою!».
Жизнь, творчество, образ мыслей Сергея Безрукова тесно связаны с жизнью, творчеством, образом мыслей Сергея Есенина, даже сам артист называет поэта – «своей религией». Их часто сравнивают, и, иногда кажется, что на сцене не артист Безруков, а тот самый поэт Есенин, читающий свои собственные стихи. Таким было ощущение и 4 октября на премьере спектакля «Россия, слова о тебе…», в котором Сергей Безруков принял участие единожды – во всех последующих спектаклях есенинские строки будет читать замечательный артист театра и кино Иван Замотаев. Зрителей ждет уже иной взгляд, иной темпоритм, иное прочтение, а, главное, встреча с новым, еще незнакомым Есениным.
Ирина Мирошниченко многократно выходила на сцену МХАТа в роли Маши из «Трех сестер» А.П. Чехова. На сцене театра «Русская песня» она снова произнесла знаменитый монолог полный страдания и боли, но не лишенный веры. «Зачем живем? Зачем страдаем? Если бы знать, если бы знать…» – завершила монолог актриса, и без паузы, не щадя зрителей, перешла к «Реквиему» Марины Цветаевой. Безнадежностью звучат последние поэтические строки, безнадежностью пронизаны и слова песни «Тоска по Родине» в исполнении Надежды Бабкиной… Проходит мгновение и жизнь наполняется новыми звуками, новыми смыслами, наступает новый век – Россия возрождается. Шум машин, звон трамваев – так начинается городское путешествие народной культуры.
Песню «За окошком месяц май» Гарика Сукачева Дмитрий Харатьян исполняет, оказавшись в России разгульной, лихой, вольной. В этот же стремительный водоворот попадают и аккордеонисты Братья Бондаренко, и шоу-балет «Живая планета». Русская пляска, рок-н-ролл, гламур и народность – все слилось воедино в многолюдном городе. Словно молодой росток пробивается сквозь асфальт исконная культура – проходят считанные секунды, и зрители подхватывают знакомую и родную песню «Ой, цветет калина», пополнив своими голосами «народный хор» из артистов спектакля.
Впереди Россию ждут новые потрясения, новые болезни и потери. Людмила Чурсина произносит стихотворение Вероники Тушновой как молитву, «плетет» оберег на продолжение жизни в эти страшные годы Великой войны. Уходят мальчики, седеют матери, но люди продолжают «плести» обереги и верить в новое возрождение, которое неизбежно и неминуемо наступает.
В спектакле «Россия, слово о тебе…» звучит много вопросов, ответы на которые дает наша генетическая память. Для их осознания стоит только оторваться от окружающей нас «троллейбусно-трамвайной» суеты и постараться заглянуть в то исконное прошлое, когда формировалось «понимание вещей», ставшее для нас сегодня обыденным. Стоит только расширить свой кругозор, оглядеться и постараться ощутить себя частью огромной страны с уникальной историей и великой культурой.