Второй этап работы Фестиваля детского и юношеского творчества народов России «Наследие» завершен

Опубликовано: 5 мая 2016 в 11:35

На Малой сцене Московского государственного музыкального театра фольклора «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной 23 и 24 апреля прошли Мастер-классы для руководителей коллективов и участников Фестиваля детского и юношеского творчества народов России «Наследие», который организован и проводится по инициативе Благотворительного фонда «Народная певческая культура».

Ведущими мастер-классов стали руководители фольклорных коллективов, специалисты в области народного творчества. Они поделились своим профессиональным опытом со всеми, кому не безразлична традиционная культура своего народа, кто озадачен сохранением и популяризацией среди молодежи того исторического наследия, которое завещано нам нашими предками.

Возможность открыть двухдневный марафон представилась руководителю ансамбля «Театр народной музыки», заслуженной артистке России Тамаре Ивановне Смысловой. Вместе со своим легендарным коллективом она поведала об оттенках воспроизведения песенно-танцевального материала в различных областях России. Исполняя карагод «Тимоня» Курской области или женскую песню «На солнечном исходе», пришедшую к нам с русского Севера, артисты продемонстрировали те стилевые и тональные различия, которые обусловлены географическим расположением и климатическими особенностями каждого региона. Например, песня, сочиненная в Архангельской области отличается поэтичностью текста и мягким звучанием, тогда как в южных областях песенное творчество тяготится в большей степени к динамике и характерности. В Сибири даже есть такая особенная манера исполнения – «избенная», отличающаяся сдержанностью и тихим, одухотворенным звукоизвлечением. Так же, по-разному, звучат и имеют свои неповторимые черты, образцы песенного фольклора Западных и Восточных регионов России.

Тамара Смыслова познакомила аудиторию с высочайшими образцами песенного искусства казаков-некрасовцев – староверов, приехавших в Ставропольский край во второй половине XX века из Турции, где они прожили в изгнании около 200 лет. С песней «Не заря занималася» казаки уходили в изгнание, не ведая – вернуться снова на Родину или нет. Находясь долгие годы на чужбине, они сумели сохранить исконный фольклор, сберечь обычаи своего народа.

Обрядовая традиция – важная глава в истории и культуре любого народа. Именно обряд – это та основа, на которой строится все последующие базовые формы и виды искусства. Русский этнограф Михаил Забылин в 1880 году писал: «Обряд — это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым».

Самые популярные обряды – календарные. Они связаны со сменой времен года, земледелием и животноводством. Во Владимирской, Костромской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях был распространен весенне-летний обряд «Кострома». Подобно Масленице соломенное чучело Костромы сжигали или хоронили – наши предки верили, что, таким образом, сосредоточенная в нем энергия плодородия передавалась полям и способствовала хорошему урожаю. Музыканты коллектива Тамары Смысловой разыграли потешное театрализованное действо с похоронами Костромы, демонстрируя еще один шедевр подлинного фольклорного материала.

Русский свадебный обряд – один из важнейших семейных обрядов на Руси. Обряд «повивание», распространенный в северных регионах, символизировал переход невесты от девичества к взрослой жизни. В проведении этого действа артистам Театра народной музыки помогли слушатели: молодой человек и девушка стали добровольцами и исполнили роли жениха и невесты.

Пример другого свадебного обряда привели участники фольклорного ансамбля «Селяночка», которые специально приехали из Владимирской области, чтобы поделиться народными традициями, играми, песнями и танцами своего региона. Руководитель ансамбля Ольга Жильцова подробно рассказала и показала, как проходил обряд «расплетение косы», который означал прощание со свободной жизнью. Косу расплетали, после чего свахи заплетали на голове невесты две косы: одну — сваха со стороны жениха, а другую — со стороны невесты. Пол первенца зависел от того, кто быстрее справится со своей задачей.

Современные дети не приучены к подвижным играм, в основном их интересы сосредоточены на виртуальных развлечениях. В былые времена, когда отсутствовали электронные носители, дети забавлялись иначе. Целый кладезь традиционных игр оставили нам наши предки: Пузырь, Золотые ворота, Чехарда, Калика, Чижик, Садовник, Домовой, Ручеек, Лапта. В некоторые из них вместе со зрителями сыграли участники коллектива «Славяночка». С таким увлечением и азартом дети включились в игру, что вскоре наперебой начали делиться собственными знаниями и опытом в области командных и дворовых игр.

Неотъемлемой частью народной культуры являются музыкальные инструменты. Их звуковое и зрительное разнообразие поражает воображение. Помимо известных всем балалайки и баяна, для воспроизведения музыки люди на Руси использовали предметы для этого никак не приспособленные: ложки, пила, коса. Наши предки слышали музыку во всем: в пении птиц, в шорохе листьев, в шуме ветра. Музыка сопровождала их всегда – и во время отдыха, и во время работы.

Мастер-класс игры на редких народных инструментах дал музыкант, один из участников коллектива Театр народной музыки, заслуженный артист России Александр Варнаев.

Варнаева называют «человек-оркестр» за то, что в его руках может заиграть любой предмет: от дудки или трещотки до берестяной пластины. Сам Александр Петрович говорит, что в своем творчестве пытается сохранить именно фольклорные традиции, зародившиеся еще в глубине веков. К самым старинным музыкальным инструментам относятся ложки, береста, жалейка, рожок. Ими Александр Варнаев владеет в совершенстве.

Как истинный скоморох и заводила Варнаев смог заразить своим темпераментом и артистизмом весь зал – мало кто сумел удержаться и не испробовать свои силы в роли ложкаря или свирельщика.

Пробуждение и стимулирование интереса к изучению народной культуры среди молодежи – одна из основных задач Фестиваля детского и юношеского творчества народов России «Наследие», в рамках которого была проведена серия Мастер-классов. О том, как правильно преподнести песенно-танцевальной материал детям рассказала музыкальный руководитель Детско-юношеской студии «Наследие» при театре «Русская песня» Наталья Кривопуст. Вместе со своими подопечными она продемонстрировала работу педагога студии, которая заключается в разучивании песен и танцевальных элементов, упражнений на дыхание, развитии речевого аппарата.

Занятия с детьми не могут ограничиваться только репетиционным процессом – не последнее место в работе над музыкальным произведением занимает игра. Она помогает ребятам раскрепоститься, глубже постичь изучаемый материал, понять, как проводили свободное время много лет назад их сверстники.

Двухдневный марафон Мастер-классов завершился выступлением руководителя Ансамбля «Славяне» Жанны Русаковой. В репертуаре коллектива представлены все жанры русского песенного фольклора: протяжные, хороводные, игровые, плясовые, обрядовые песни, а также современные русские народные песни. Проводя Мастер-класс, Жанна Русакова сделала акцент на песнях календарного цикла, уделив особое место весенне-летнему периоду. В преддверии Светлого Праздника Пасхи коллектив исполнил Псалом, посвященный Воскрешению Христа.

Эпилогом выступления Ансамбля «Славяне» стала интерактивная игра «Елочки – Пенечки», которая заставила всех, от мала до велика, подняться со своих мест и энергично выполнять все движения, задаваемые артистами.

По окончании цикла Мастер-классов участники делились своими впечатлениями от увиденного и услышанного, обсуждали ту информацию, которую смогли донести до них ведущие. Свою оценку происходящему дала руководитель Образцового детского коллектива «Ансамбль русской песни» Наталья Белова: «Мастер-классы показали, что народная культура – это не какая-то затхлая древность, у нее есть продолжение. Мы увидели, что и по сей день эта культура жива. Постепенно в нее добавляются современные краски, но корни, истоки добра остаются прежними. Народные традиции необходимо сохранять и передавать будущим поколениям».

Миновав второй этап, Фестиваль детского и юношеского творчества народов России «Наследие» устремился к финальной части своей программы. Ее проведение намечено на конец мая. Именно тогда будут подведены итоги, названы лучшие из лучших в четырех номинациях. Завершится Фестиваль на сцене театра «Русская песня» 30 мая большим Гала-концертом, в котором примут участие победители и профессиональные коллективы театра.

При реализации данного проекта (Фестиваль детского и юношеского творчества народов России «Наследие») используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Всероссийской общественной неправительственной организацией «Союз женщин России».