Новая глава в большой истории мирового балета: «Мистерия балета» в театре «Русская песня»

Опубликовано: 29 сентября 2015 в 15:45

«Странное было лето, все в нем перепуталось…» – так начинается рассказ Юрия Нагибина «Сирень», описывающий рождение чувств между Верочкой Скалон и Сережей Рахманиновым. Все «перепуталось», а скорее счастливо соединилось, в спектакле «Мистерия балета», в основе которого проза русского писателя: классический балет, песенный русский фольклор, драматический театр, симфонический оркестр…

Перемешать краски, соединить компоненты в целостное художественное произведение удалось Николаю Андросову – режиссеру и хореографу-постановщику, автору множества спектаклей, балетов, концертов в разных странах, в том числе и в Италии. Именно там, в солнечной Италии, он познакомился с легендарной балериной Карлой Фраччи, признанной исполнительницей романтических партий.

Весной этого года произошло событие, ставшее  судьбоносным: город Урбино, театр «Санцино», одноактный музыкально-драматический спектакль «Дерево павлинов» или «Пять вспышек света Тонино Гуэрра», посвящённый 95-летию великого итальянского сценариста, поэта, философа и художника. В роли жены Гуэрра Лоры,  постаревшей балерины, которая в конце долгой и полной успеха жизни осталась наедине со своими воспоминаниями, – Карла Фраччи. «Фраччи была бесподобна», говорит Андросов, – «Мне пришла мысль, что нельзя лишить зрителя возможности видеть на сцене таких людей. Я решил, что надо сделать специальную постановку для Карлы, но на русскую музыку, на тему близкую именно русскому зрителю».

Так возник образ Сергея Рахманинова, который повел за собой – сначала в имение Ивановка Тамбовской губернии, где однажды летом «сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». Потом – в тот далекий 1890 год, когда родилось чистое, светлое чувство между подростками, 15-летней Верочкой и 17-летнем Сережей. Рахманинов повел в мир своей гениальной музыки, которая написана благодаря нескольким дням того лета.

Верочка Скалон – так звали первую любовь Рахманинова, любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. Эта жизнь не позволила юным сердцам насладиться вкусом любви, напиться нежностью, как «сиреневым вином», которое Сережа и Вера вместе вкушали тем ранним утром в саду имения. Эта жизнь развела молодых людей по разные стороны планеты, даровала каждому свою судьбу и не разрешила больше встречаться.

1909 год, Вере Дмитриевне Скалон 34 года, у нее есть муж, дети, приличное состояние, положение в обществе, но нет той любви, ради которой стоит жить. Больное сердце дарит ей освобождение и Вера «разжимает руки»… Свою жизнь она уже прожила. Такой, лишенной будущего, предстает перед зрителями Вера Скалон – Карла Фраччи.

1909 год. Вера Скалон вспоминает то счастливое лето, когда юная Верочка начала писать свой дневник, когда стыдилась себя, краснела и задыхалась от счастья: «В моей голове произошло что-то неладное, и я как будто потеряла всякую способность управлять своими мыслями и чувствами».  Перед ее глазами встают и долговязый, нелепый юноша Сережа (Дмитрий Екатеринин), и рассудительная кузина Наташа Сатина (Наталья Крапивина), и сама Верочка – влюбленная юная белокурая девушка (Мария Мышева), и те гроздья благоухающей сирени, которые привели ее когда-то в сад и навсегда сделали пленницей всепоглощающего чувства. Умирающая Вера Скалон читает свой дневник – излом ее судьбы проецируется нарочито подчеркнутым изломом движений Карлы Фраччи – ее тело раздавлено, душа разбита. Сутулая фигура мечется по сцене среди всплывающих из небытия образов. Она распрямляется и предстает перед зрителями во всем своем грациозном великолепии лишь тогда, когда танцует в дуэте с самым дорогим сердцу «воспоминанием» – с Сережей Рахманиновым. Тогда фигура Фраччи становится легкой, невесомой, пластичной, словно душа ее героини вновь оказывается в тех зарослях сирени, словно и не было этих мучительных лет разлуки. Так, «на взлете», на самой верхней ноте заканчивается жизнь молодой женщины, которая так и не узнала, что ее любимый Сережа стал великим композитором, жил в Америке, давал концерты, был обожаем публикой. Она не видела, как отыграв свой последний концерт, он, будучи смертельно больным человеком, не смог сам уйти со сцены, его унесли на носилках. Вера не слышала, как он прошептал, умирая: «Милые мои руки, бедные мои руки… Прощайте!»…

Сергей Рахманинов подарил миру второй концерт для фортепиано с оркестром, Вере же он подарил «свой самый нежный и взволнованный романс «Сирень», в который навсегда заключил ее душу, в котором с помощью нот рассказал о своей любви так, как это может сделать только гениальный композитор…

28 сентября 2015 года навсегда войдет в историю, как повествование о жизни и любви, как еще одно напоминание о том, что именно искусство, в его подлинном понимании, способно превратить прозаический рассказ в поэтическую притчу, которая, без ложных сантиментов, заставляет душу «трудиться», испытывать волнение и трепет.

28 сентября навсегда войдет в историю, как триумф балерины Карлы Фраччи, которая в своем преклонном возрасте не побоялась прилететь в Москву, чтобы на один вечер отдаться в руки идеи, мечте, творчеству, искусству.

«Мистерия балета» навсегда войдет в историю, как заслуженная победа хореографа-постановщика Николая Андросова, как великолепная драматическая работа артиста театра Сатиры Игоря Лагутина (авторский текст Юрия Нагибина), как еще один шаг к успеху молодого Дмитрия Екатеринина, имя которого теперь пополнит список блистательных партнеров Карлы Фраччи.

«Мистерия балета» войдет в историю вместе с тысячей зрителей, пришедших в театр «Русская песня» и ставших очевидцами магического действа, которое их пьянило и пленило точно так же, как когда-то «сиреневое вино» пьянило Веру Скалон и Сережу Рахманинова.