Мастерская Н.Л. Скорика показала «Снегурочку» на Малой сцене театра «Русская песня»

Опубликовано: 3 февраля 2015 в 12:50

Второй раз зрителям театра «Русская песня» представилась возможность увидеть работу студентов Мастерской Н.Л. Скорика. Недавно с большим успехом на Малой сцене театра отыграли хореографический спектакль «Немного танго», и вот новая встреча – «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского.

«Снегурочка» – древний календарный миф, насыщенный текстами обрядового, песенного, эпического содержания, архаичными взглядами на мир, на место и роль человека во Вселенной. В нем заключена идея гармонии человека с окружающим миром, преклонение перед красотой природы с ее естественными законами. Миф повествует о неизбежности вечного круговорота жизни, о том, что всему на Земле отведено свое время – все в урочный час рождается, зреет, стареет и умирает: за зимой должна наступить весна, за ней лето и так далее. Строгая очередность и порядок –  условие существования Вселенной, человека и культуры.

Своим спектаклем режиссер Наталья Егорова и артисты Мастерской проникли в мир русской архаики, удивительно бережно отнеслись к обработке огромного пласта нашей национальной культуры, который включает в себя и народное творчество, и произведение классика русской драматургии.

В спектакле архаика – не экспонат музея, она «живая» и в наши дни не менее близкая. Прошли века, но за зимой все так же приходит весна, а за весной – лето. Люди не перестали любить, не разучились испытывать всепоглощающую страсть, «таять» от любви. Как не понять Снегурочку (Кристина Борейко), которая была способна на «чистые» чувства, но Лелю (Александр Фоломкин) была нужна «недетская любовь»? Как не узнать в Бобыле и Бобылихе (Дмитрий Савостин и Елена Борисова) алчных, мечтающих о положении в обществе, ищущих выгоду во всем, даже в появлении дочки – Снегурочки? Как не посочувствовать брошенной невесте Купаве (Наталья Колоскова)?

Как же интересно разгадывать послания из прошлого, зная о блестящем образном мышлении наших предков, зная, какое внимание Островский уделял символам в своих пьесах.

Отношение к природе, как к живому божеству – основа религии древних славян, а ритуалы и обряды – механизм регулирования жизненных процессов. Снегурочка становится главной героиней ритуального жертвоприношения ради высшего блага, преобразившаяся и очистившаяся через смерть, уничтожение. Ее жизнь на Земле разрушает миропорядок, который создает гармоничное существование человека и Вселенной. Снегурочке предречено умереть, чтобы зародилась новая жизнь, чтобы вступил в свои законные и полные права бог весеннего ветра и тепла, бог зачатия и пробуждения природы, бог Солнца –  Ярило. Никто не сожалеет о кончине девушки, все только радуются долгожданному теплу. Царь Берендей (Артур Марченко) так и говорит:

«Пятнадцать лет она жила меж нами, 
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.
Теперь, с ее чудесною кончиной, 
Вмешательство Мороза прекратилось»

Как же интересно расшифровывать имена героев, данные Островским, который был хорошо знаком со славянской мифологией и древними символами. Мизгирь – это паук. С одной стороны, существо коварное, агрессивное, близкое нечисти, заслуживающее смерть. С другой – одна из ипостасей домового, которого, как говорится в поверьях, убивать нельзя, дабы не лишиться богатства и благополучия. Герой Островского соединяет в себе оба отношения древних славян к пауку. Это и коварный соблазнитель, который зная, что Снегурочке суждено погибнуть, испытав любовь, требует от нее взаимности. Это и купец, пополняющий своими торговыми делами царскую казну. Известны древние ритуалы вызывания дождя с помощью пауков, что подчеркивает мифологическую причастность его к водной стихии. Не зря, после смерти Снегурочки, Мизгирь бросается в озеро, возвращается в родную, естественную среду. Теперь полностью восстановлен утраченный порядок! «Снегурочки печальная кончина И страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут».

Музыкальное оформление спектакля (Валерий Трошин, Максим Андреев, Татьяна Волкова), помогает зрителям окунуться в атмосферу того «доисторического» времени. Благодаря включению подлинных, аутентичных народных песен и наигрышей, благодаря музыкальной образности, спектакль получает свою законченность и выдержанный стиль.

31 января в театре «Русская песня» артистов встретил полный зал зрителей.  Несмотря на свой юный возраст, на счету студийцев восемь дипломных спектаклей, которые они с большим успехом играют на разных театральных площадках Москвы и даже выезжают на гастроли. Их юношеский задор и безмерная любовь к театру, привитая мастером, легендарным режиссером МХАТа Николаем Скориком, покорили публику,  ребята обзавелись целой армией поклонников.

«Ребята попали в программу Московского государственного университета культуры, по которой учатся не четыре года, а пять лет», – говорит педагог курса, народная артистка России, актриса МХТ Наталья Егорова, – «Как оказалось, это хорошо. За четыре года они многому научились, а теперь набирают профессионализм, играя на разных площадках. На курсе представлены разные актерские типажи, ребята очень подвижные. Мне нравится, что Мастерская имеет возможность показывать свои спектакли на сцене театра «Русская песня». А «Снегурочка» вообще в стиле театра и творчества Надежды Бабкиной. В спектакле много русских песен, звучит хороший русский язык и сама история очень чистая и красивая. Мне бы очень хотелось, что бы мы прижились на этой площадке и сыграли здесь еще не раз».

Пьеса Островского и спектакль Мастерской  Н.Л. Скорика – своеобразный гимн славянскому фольклору, дань уважения и преклонения перед богатейшим наследием языческой Руси, ее верованиями, преданиями, обрядами и мудрым отношением к жизни в гармонии с природой.