Впервые зрители увидели одноактный балет на сюжет шекспировского «Отелло» «Павана Мавра» в 1949 году в Коннектикутском колледже (Нью-Лондон, США) в рамках Фестиваля американского балета. В партии Отелло выступил сам хореограф Хосе Лимон. Спектакль имел оглушительный успех и был признан вершиной творчества Хосе Лимона.
Произведение «Павана Мавра» в стиле «танца модерн» было создано на музыку английского композитора эпохи барокко Генри Перселла. В спектакле встретились две эпохи и два стиля – танец модерн и классический танец.
Впоследствии балет неоднократно возрождался на многих театральных площадках мира. На протяжении десятилетий он продолжает привлекать хореографов строгой формой размеренного придворного танца шестнадцатого века, в котором заключена вся сила и глубина шекспировской трагедии.
Свое очередное воплощение балет получил на сцене Михайловского театра в 2008 году. Фонд Фаруха Рузиматова «Возрождение танцевального искусства» и Танцевальный Фонд Хосе Лимона заключили соглашение о сотрудничестве, результатом которого стала премьера балета «Павана Мавра» с Фарухом Рузиматовым в роли Отелло.
Став художественным руководителем балета и главным балетмейстером Ростовского государственного музыкального театра, Фарух Рузиматов вновь обратился к постановке знаменитого балета. По сей день роль Отелло остается ведущей в репертуаре артиста. На сцене театра «Русская песня» Фарух Рузиматов представил очередную версию балета «Павана Мавра» московским зрителям.
Сюжет шекспировской трагедии, рассказанный абстрактным языком танца, завораживает зрителя, гипнотизирует, уводят в мир гнева и безумия героев. Минимум выразительных средств на сцене – отсутствие декораций и пышных костюмов – только усиливают ощущение трагичности происходящего и заставляют сконцентрироваться на истории отчаянной любви Отелло и Дездемоны. Пластика Фаруха Рузиматова, склонная к четкости танцевального рисунка, каждым своим движением говорит о неизбежности печального финала, об однозначности поступков и решительности страстного мавра. Павана – старинный итальянский церемониальный танец, исполненный Фарухом Рузиматовым, становится еще одним героем балета и несет в себе апофеоз трагедии.
Зрители, пришедшие 18 декабря в театр «Русская песня» на балет «Павана Мавра», стали свидетелями очередной блестящей работы народного артиста Фаруха Рузиматова. Пронзительный взгляд его темных глаз, казалось, достигал последнего ряда и уводил каждого за собой в такую беспринципную, неистовую и жестокую эпоху Возрождения, в которую, как и сегодня люди любили, ревновали, ненавидели и прощали. Только эти чувства были намного сильнее и ярче…