Уважаемые зрители!

Касса Малой сцены театра на Садовой-Черногрязской, 5/9, стр. 2 временно не работает.

Грегорио Нарди: Хочу приблизиться к гению Рахманинова

Опубликовано: 29 сентября 2015 в 12:22

Опубликовано: Информационное агентство Национальная Служба Новостей

 

В Москве проходит премьера концертной программы «Мистерия Балета». НСН представляет интервью с одним из ее участников — музыкантом Грегорио Нарди.


В Москву прилетел представитель знаменитой итальянской музыкальной династии Грегорио Нарди. Музыкант участвует в концертной программе «Мистерия балета», премьера которой проходит сегодня на сцене театра «Русская песня». НСНпредставляет интервью с музыкантом.

— Грегорио, это ваш первый визит в Россию?

— Вы знаете, я был уже неоднократно в России и как турист и как артист по приглашению нескольких российских компаний. Я исполнял произведения из своего репертуара, но вместе с тем и слушал много прекрасной музыки в исполнении российских артистов. И конечно я очень хотел бы на этот раз вернуться в Россию в Москву не в качестве туриста, а как пианист, как исполнитель преклоняющийся перед этим великим и прекрасным городом…

— Расскажите, как проходили Ваши репетиции над новым проектом «Мистерия балета»? Какие Ваши первые впечатления от репетиций?

— Это поразительная идея! Сначала она была абстрактная и неоформившаяся, но затем, когда появились конкретные детали, когда родились режиссерские решения сцен, музыкальных, драматических и балетных фрагментов, я просто был в восторге, восхищении и даже в большой степени был удивлен свежестью задач и тем как удачно трансформируется музыка в спектакль. Мне кажется весь материал для постановки спектакля очень чистый, поэтичный, чрезвычайно романтичный и я даже сказал бы в какой-то мере в образном понимании просто девственный. Мне очень нравится идея спектакля! Мне нужно будет совершить очень большую работу после своего репертуара, для правильного осуществления этого нового спектакля…

— Расскажите немного о Вашей знаменитой семейной музыкальной династии…

— О, это очень старая и долгая история! Много, много лет назад, где то в начале XIX века в Италии жили и работали знаменитые педагоги по музыке Леонарди и Грегорио Компинарди. Они были очень известны среди профессиональных музыкантов. От них и началась наша семейная традиция — всех детей профессионально обучали игре на фортепиано. В нашем доме бывали Шопен и Лист, Рубинштейн и Рахманинов. Один из сыновей Грегорио Компинарди — Джузеппе Буонамиче стал одним из 3-х самых выдающихся пианистов Италии. Он был очень важным, так как стал одним из лучших исполнителей музыки Листа в Италии. Это мой дед. Он очень любил русскую музыку! И самое поразительное в связи с нашей новой работой, что он встречался с Рахманиновым, когда Рахманинов посещал Тоскану в начале ХХ века. Рахманинов оставлял ему свои ноты, они долго переписы-вались, а его сын Карло Буонамиче — мой отец, позднее исполнял его 1-й фортепианный концерт на гастролях в Соединенных Штатах Америки. Я этого не знал раньше, до работы над нашим проектом, но теперь открыл для себя заново эти изумительные факты из истории моей семьи! Я бы мечтал сейчас во время работы над «Мистерией балета» построить незримый мост между прошлым и настоящим, между фундаментальными основами итальянского искусства и русской культуры XIX века и сегодняшним зрителем и эта связь времен, традиций, деликатности и эмоций мне кажется крайне важной миссией именно в настоящее время…

— Грегорио, какую музыку Вы слушаете в моменты отдыха, когда сами не играете на фортепиано?

— Вы знаете, я тем не менее очень люблю слушать записи музыкантов, точнее пианистов начала XIX века. Я просто влюблен в их свободную интерпретацию произведений, все нюансы их игры изумительны, их отношение к фортепиано очень особенное! Если Вы послушаете Уго Вульфа, музыку Брамса, произведения французского или русского репертуара, оно просто потрясающее! Конечно я обожаю двух великих русских композиторов — Чайковского и Рахманинова — особенно их вокальные произведения. Для меня стала настоящим открытием великолепная музыка Гречанинова. Но вообще я в своих размышлениях пришел к выводу, что для меня музыка не разделяется на любимые или не любимые жанры! Она просто бывает или хорошей или плохой! Зависит от фантазии композитора! В любом жанре!

— Вы настоящий итальянец! Какие Ваши предпочтения в одежде и моде?

— Ну, как сказать!.. Я почти всегда следую стилю известного итальянского пианиста XIX века Феруччо Бузони – он всегда одевался, даже иногда и на спектакли, в стиле художника!

Очень свободные не строгие широкие одежды с каким-нибудь болтающимся шарфом или рубахой! Но я конечно следую этому только частично, когда это уместно! И конечно когда я выхожу на сцену к оркестру я надеваю фрак! Я чувствую себя тогда очень комфортно, красиво и элегантно одетым! Это прекрасно!

— А как Вы отдыхаете? Едете на море или остаетесь во Флоренции?

— Ой, я бы хотел отдыхать, но конечно не дает работа! Очень много выступлений, записей дисков, переездов! Я уже очень давно не отдыхал! Но хочу Вас уверить, что если у меня выдается пауза в работе я всегда мечтаю о прогулке в лесу! Это прекрасно слышать пение птиц, вдыхать лесной воздух! Это очень хорошо восстанавливает!

— Известно, что Вы написали книгу, повествующую о времени пребывания Листа во Флоренции! Не хотели бы Вы написать книгу о времени пребывания Рахманинова в Италии?

— Нет! Точно нет! Дело в том, что все мои книги о Листе основаны на материалах, хранящихся у нас в семье и воспоминаниях моих родителей! Когда я был еще ребенком, я много слышал и узнавал из рассказов дома и из документов, которые мог прочитать!

Я не писал книгу абстрактно, она основана на знании фактов, событий, встреч и нюансах истории Листа во Флоренции. Что касается Рахманинова, то в нашей семье документов, связанных с его пребыванием в Италии практически не осталось! Для меня русское искусство до какого то времени оставалось абсолютно непроницаемо.

Конечно в данном случае написать книгу очень сложно! Я еще недостаточно знаком с Рахманиновым и его творчеством! Я думаю если получится приехать в Россию, для меня это будет дополнительной возможностью узнать больше о Рахманинове и в целом о русской музыке!».

— Каковы Ваши гастрольные и концертные планы в будущем театральном сезоне?

Конечно много концертов. Переезды из города в город. Я, конечно, жду этих важных выступлений. Но в настоящее время я также занимаюсь очень интересной для меня программой записи дискографической серии, посвященной музыке, которую по каким то причинам предали забвению и долгое время никто не исполнял! А ведь это чудесная музыка, прекрасные произведения! И среди таких забытых произведений оказалась музыка таких гигантов как Шуман и Бетховен! Представляете! Это все равно, что выбрасывать на помойку золотые слитки!

— Вам, конечно, известно, что 2-й концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, который положен в основу проекта «Мистерия балета» — одно из самых популярных, самых исполняемых и любимых публикой произведений в России. Для Вас это большой вызов играть это произведение для российской аудитории?

— Я с Вами абсолютно согласен! Для меня исполнять Рахманинова в России, в Москве очень ответственный момент моей жизни! Нет! Нет! Это было бы с моей стороны крайне неловко, неудобно и дерзко! Я не собираюсь демонстрировать какие либо свои инновации или изменения в музыке Рахманинова! В ней заложены великие традиции, великая музыкальная школа и великая история!

Я лишь хочу приблизится к гению Рахманинова, попробовать быть близким к оригиналу, пересказать и транспонировать всю мою любовь к русской музыке, которая обладает потрясающей жизнеутверждающей силой, которая разрушает все границы и все современные предрассудки.

Имя Грегорио Нарди хорошо известно в Италии и далеко за ее пределами. Азы игры на фортепиано Грегорио освоил благодаря бабушке и дедушке по материнской линии — Грегориа Гобби и Рио Нарди, которые в середине прошлого века составляли знаменитый в Италии фортепианный дуэт. Получив первые навыки исполнительства, Нарди поступил в музыкальную школу известного немецкого пианиста и композитора Вильгельма Кемпфа, став последним его учеником.

Успех к Нарди пришел после выступлений на Международном конкурсе пианистов имени Артура Рубинштейна в Израильской консерватории в Тель-Авиве и Международном конкурсе пианистов имени Франца Листа в Утрехте (Нидерланды). Теле- и радиотрансляции сделали свое дело – вскоре его творчество стало востребовано на четырех континентах земного шара. Началось сотрудничество с прославленными оперными исполнителями, танцорами, актерами, музыкантами, а первая аудиозапись Нарди была названа в Италии лучшей записью 1990 года.

Сегодня за плечами музыканта — выступления с лучшими симфоническими оркестрами мира и десятки записанных пластинок и дисков, которые пользуются популярностью среди ценителей классической музыки. Специально для него сочиняют свои произведения современные композиторы: Лучано Берио, Анри Пуссер, Роман Влад, Гвин Притчар и Андреа Каваллари.

Помимо исполнительской практики Грегорио Нарди активно увлекается теорией музыки. Он – автор множества исследований и эссе о творчестве Ф. Листа, П.И. Чайковского, Ф. Шопена и Г. д’Аннунцио. Мастер-классы и лекции Грегорио Нарди об истории музыки собирают в любом городе мира полные залы слушателей – как профессионалов, так и любителей.

Сейчас Грегорио Нарди живет и работает в студии во Флоренции, принадлежавшей его дедушке Пьеро Барджеллини, бывшему мэру столицы Тосканы. Недавно студия превратилась в музей – Мемориальный Дом во Флоренции, который теперь может посетить любой желающий.

Система Orphus