Уважаемые зрители!

Касса Малой сцены театра на Садовой-Черногрязской, 5/9, стр. 2 временно не работает.

Надежда Бабкина. «Живу, как сердце подсказало»

Опубликовано: 10 марта 2010 в 15:05

Опубликовано: Первый канал

Сценический образ бой-бабы, лихой «казачки Нади», которая «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет», давно и прочно закрепился за Надеждой Бабкиной. Нельзя сказать, что она стала заложницей этого образа, такая Бабкина и в жизни — всегда веселая, жизнерадостная, открытая. Но мы попытались заглянуть чуть глубже, понять, что скрывается за этим образом? Какова цена «безоблачного» счастья и жизнелюбия, которое Бабкина так щедро дарит со сцены?

В этом фильме зрители увидят ее такой, какой еще не видели никогда: обычной женщиной, сентиментальной и вдумчивой, со своими переживаниями и слабостями, радостями и трагедиями.

Наша съемочная группа несколько месяцев сопровождала Надежду Георгиевну. Вместе с ней мы побывали и на гастролях, и в гостях у сына Данилы, на даче — в сезон сбора осеннего урожая, в Гнесинском училище — именно в той аудитории, в которой Надежда Георгиевна сдавала вступительные экзамены, добрались и до Астрахани — ее родного города.

Менять этот бешеный график жизни Бабкина не может. Даже если стоит вопрос жизни и смерти. Летом 1993 года она давала сольный концерт на стадионе. Уже третий за день. В середине выступления Бабкина поняла, что плохо себя чувствует, но доиграла программу до конца и… упала без сознания. Чудовищное переутомление закончилось реанимацией. Врачи пытались сделать все возможное, чтобы спасти ее. Как вдруг — сердце остановилось. Это была клиническая смерть. Пережив которую, Бабкина, казалось, наконец, поняла, что нужно жить размеренно, прислушиваться к себе, заботиться о здоровье. Но это понимание исчезло ровно через неделю — все завертелось в прежнем ритме: продолжительные гастроли, ночные репетиции, выступления. Работать по-другому она просто не умеет.

Единственный раз в жизни, когда Бабкина отменила все свои выступления — когда она узнала, что ее сын Данила попал с автокатастрофу. У него была тяжелая черепно-мозговая травма, врачи ничего не обещали. Но благодаря своему пробивному характеру, а главное — вере, Бабкина буквально вытащила сына с того света. Сегодня Данила успешный юрист и звонарь храма Спаса Нерукотворного.

Но не успела она опомниться от трагедии с сыном на пороге новая беда — развод с мужем, отцом Данилы. С Владимиром Заседателевым они прожили 17 лет. Но в то время, как Надежда Георгиевна год от года становилась все более популярной, карьера мужа-музыканта с места не двигалась. В какой-то момент они поменялись местами — он дома, она на работе. Владимир переживал, и решил проблему по своему — он ушел из семьи. Бабкина осталась одна: «Приду на репетицию, сделаю укол эмоциональной радости, спою, и опять у меня боль отступает и идет уверенность… И все-таки любовь в перспективе и надежда… потому что без этого жить нельзя».

В 2003 году Надежда Георгиевна перенесла еще одно потрясение — потеряла любимого младшего брата, Валерия Бабкина. Он умер, так и не дожив до 50-летнегоюбилея. После его смерти Надежда Георгиевна долгое время не могла восстановиться.

Обрести себя ей помогло неожиданно вспыхнувшее чувство. С Евгением Гором она встретилась на фестивале «Славянский базар» и спустя какое то время они поняли, что должны быть вместе… даже несмотря на большую разницу в возрасте. Главное — духовное родство!

В самых сложных жизненных ситуациях Бабкину всегда спасала вера и удивительная сила характера. Вокруг нее всегда кипит жизнь, своим неиссякаемым оптимизмом она заражает всех кто ее окружает, на ее концертах — постоянные аншлаги, а впереди — завершение строительства уникального театра — театра русской песни.

В фильме приняли участие:

      1. 1. Надежда Бабкина — народная артистка России
      2. 2. Евгений Гор – певец, друг Надежды Бабкиной
      3. 3. Даниил Заседателев – сын Надежды Бабкиной
      4. 4. Татьяна Заседателева – невестка Надежды Бабкиной
      5. 5. Лидия Зайсунова – тетя Надежды Бабкиной
      6. 6. Владимир Винокур – народный артист РСФСР
      7. 7. Иосиф Кобзон — народный артист СССР
      8. 8. Александр Буйнов – заслуженный артист России
      9. 9. Роман Виктюк – режиссер
      10. 10. Любовь Гречишникова — режиссер, подруга Надежды Бабкиной
      11. 11. Лариса Суханова – подруга Надежды Бабкиной
      12. 12. Людмила Дубовцева – радиоведущая, подруга Надежды Бабкиной

Кадры, которые не вошли в фильм

Производство: ООО «Студия «Проект ТВ» ,2010

Продюсер: Мария Иванова, А. Цвинтарный, О. Вольнов

Автор: Анна Афанасьева

Режиссер: Михаил Роговой

Отец Надежды Бабкиной был председателем колхоза. Георгий Иванович мечтал, чтобы у дочери была серьезная профессия. Но вопреки воле отца в 15 лет она поступила в Астраханское музыкальное училище. Больше всего его возмутило то, что Надя начала выступать в местном ресторане. Единственным, кто ее поддержал, был ее брат Валера. Он был уверен: все, что делает старшая сестра, правильно.

«У меня оклад был 60 рублей, — вспоминает Бабкина. — Я была очень довольна: по тем временам это были огромные деньги. Плюс еще давали чаевые — шоколад, который хрустел, потому что там был миндаль или арахис. Однажды, когда я пела в ресторане, я повернулась и увидела директора музыкального училища. Он смотрел прямо на меня, слушал, наслаждался. Потом махнул мне рукой. На следующее утро в училище висел приказ об отчислении Нади Бабкиной».

Отчислению дочери отец обрадовался: наконец-то она займется делом, как ее младший брат. Валерий уже несколько лет учился в военном училище. Но Надя решила по-своему — сбежала из дома. О том, куда поехала дочь, родители не догадывались. Отец поднял на уши весь город.

«Раньше это просто назывался институт им. Гнесиных, а сейчас — академия, — вспоминает Бабкина о своем поступлении в институт. — Здесь стоял некий постамент. Мне говорят: «Ну, девочка, проходи становись на эту подставку». И я встала, как памятник. Говорят: «Спой, пожалуйста, песню». А на следующий день я пришла в институт, там уже вывесили списки, в которых я была. И тогда я пошла в деканат и сказала: «Мне нужен студенческий билет. Дайте, пожалуйста, мне его сейчас под расписку, потому что отец никогда не поверит мне…»

А когда Надежда вернулась домой в Астрахань, она первым делом показала отцу свой студенческий билет и сказала: «Папа, это настоящий, я в Москве его получила, он абсолютно честный!»

В Москве Бабкину поселили в общежитие. Там ее однажды заметил руководитель оркестра «Боян» Анатолий Полетаев.

«Я мыла полы, — вспоминает певица об этой встрече, — и громко пела. Окно было открыто. Он вошел в комнату и сказал: «У нас солистку подбирают, приди завтра послушайся, может, будешь работать».

Бабкина стала солисткой сама, без чьей-либо помощи. Своего будущего мужа Владимира Заседателева она тоже выбрала сама: случайно увидела в аэропорту, когда летела на гастроли. Музыкант Владимир Заседателев летел тем же рейсом и на те же гастроли.

«У нас был банкет после первого вечера, и я пригласила его танцевать, — вспоминает Бабкина о знакомстве с мужем, — и он так красиво танцевал, ритмичный же человек. После этого приема мы пошли гулять и гуляли всю ночь, пока не наступил рассвет. Потом буквально несколько месяцев мы общались и летом поженились».

Молодожены были очень счастливы, и в атмосфере этого безграничного счастья у них родился сын Данила.

«Когда родился ребенок, я его за собой везде таскала, — говорит Надежда Бабкина. — Если шла на лекцию, брала его с собой, он у меня засыпал там. Данила родился в январе. И ровно через 9 месяцев у меня родился коллектив. Это было в октябре. Поэтому практически я в год родила двоих детей.

Через 17 лет с одним ребенком случилась беда. В ту холодную январскую ночь Надежда Бабкина просила сына остаться дома, но разве в 17 лет задумываешься о том, что может что-то случиться. Его друг взял у отца без спроса машину, и ребята поехали покататься. Данила спал на заднем сиденье, когда произошла авария.

«Когда в 4 утра раздался звонок в дверь, я все поняла, — говорит Бабкина. — Первый мой вопрос был: «Он жив?» Мне сказали: «Да. Его отвезли в Первую градскую».

Она побежала в больницу через весь город, в голове крутились мысли: только бы он выжил и не остался инвалидом. Ворвавшись в больницу, Бабкина узнала, что ее сын попал в автокатастрофу. У Данилы была тяжелая черепно-мозговая травма. «Я точно знала, что вытащу из этой ситуации своего сына», — утверждает Надежда Георгиевна.

Все время, пока сын лежал в больнице, Надежда Бабкина приходила к нему каждый день. Она полностью посвятила себя сыну и даже не заметила, как наступило лето. Бабкина буквально вытащила сына с того света. Сегодня Даниил — успешный юрист и звонарь храма Спаса Нерукотворного. У него есть жена Татьяна, и недавно родился сын.

Быть стойкой и мужественной Бабкину научил родной брат. Где бы ни находился Валерий по долгу службы, он всегда старался поддержать сестру в трудную минуту.

«Мы с братом были не просто близки — мы были единомышленниками, — рассказывает Бабкина. — Я понимала, что в нашей семье есть настоящий мужик. Он и Данилу подправлял, когда было что-то не так, говорил: понял, надо повоспитывать. И Данила с пониманием и с уважением к нему относился».

Валерий умер, когда ему не было и 50 лет. В тот вечер Надежда Георгиевна с сыном была у него в гостях. Вся семья отмечала новогодние праздники. Бабкина с сыном возвращалась из гостей за полночь. Они уже подъезжали к дому, когда позвонили и сказали: «Надя, возвращайся, Валера умирает». Оказалось, у Валерия случился инфаркт с разрывом аорты. Это была мгновенная смерть.

Ансамбль Надежды Бабкиной «Русская песня» получил статус государственного и стал всенародно популярным. Каждое появление коллектива на сцене было не просто исполнением песен, а целым спектаклем. Народный артист Владимир Винокур отмечает: «Ансамбль „Русская песня“ — это тайфун. Если они врываются в концерт, то зритель забывает, что было до них, и хотят, чтобы после никого не было: настолько они заводят зал».

В творчестве Надежды Бабкиной все складывалось удачно, а в семейной жизни начались серьезные проблемы. Жить вместе двум музыкантам становилось сложнее.

«У меня пошел рост, пошла популярность, а он стормозился, — рассказывает Бабкина о Владимире Заседателеве, — и это не могло его не задеть. Это мужское тщеславие, мужская гордость. Может, вслух он не говорил, а внутри это его гложило. Я абсолютно убеждена: он не смог пережить степени моего роста и моей популярности».

Спустя 17 лет семейная идиллия закончилась. Надежда Бабкина вынуждена была расстаться с мужем.

«Было больно, — вспоминает она тот период, — но что ж теперь сделаешь. Приду на репетицию, сделаю „укол“ (вливание эмоциональной радости) — выучу какую-нибудь народную песню — и опять боль отступает».

Надежда Бабкина сама шила костюмы всему коллективу «Русской песни». И сама она всегда старалась одеваться изысканно, даже в те времена, когда новое платье считалась роскошью.

«Я помню себя пышкой. Под сарафанами этого было не видно, — вспоминает она. — Но с каждым годом было все сложнее и сложнее подпрыгивать. Сейчас я за собой слежу. Я хожу в баню, в фитнес: 5 километров на дорожечке. Потом — бассейн километр. Я поддерживаю себя в этом тонусе. Если я хожу на массаж, то мне делают такой корректирующий массаж, что если просто человек придет, будет орать так, что будет невозможно, а мне нормально. Я не ем пирогов, отказываю себе в пирожных, тортах. Я отказываю себе в поедании конфет. Я ухоженная. Это требует колоссального времени. Но я на себя в зеркало тоже ведь смотрю, и мне нравится, что я выгляжу хорошо. И мне нравится, что я выгляжу лучше, чем прежде. Вы начните за собой следить и поймете, что это не одного года дело, совсем не одного».

Увидеть Бабкину на отдыхе — большая редкость, ведь она живет в сумасшедшем ритме и за один день успевает сделать столько, сколько другой не успеет и за неделю. Работать по-другому она не может — просто не умеет, даже если стоит вопрос жизни и смерти.

«Я знаю, что мне сегодня предстоит четвре раза взлет и посадка. Знаю, что мне предстоит проехать на поезде и потом на машине, а потом выйти на сцену отработать часовую программу. Я в этих сутках проживаю целую жизнь», — рассказывает Бабкина.

Летом 1993 года Надежда Бабкина давала сольный концерт на стадионе, уже третий за день. В тот день было очень жарко. Окружающие видели, что Надежда Георгиевна плохо себя чувствует, но она продолжала бегать по футбольному полю. А когда концерт закончился, она просто упала. На «скорой помощи» Бабкину увезли в больницу. Она была без сознания. Реаниматологи пытались сделать все возможное, чтобы ее спасти, и вдруг сердце остановилось. Сердце не билось 3 минуты. Клиническая смерть.

«Ты летишь в трубу: шум, гам, тарарам, — рассказывает Надежда Бабкина о том, что испытала во время клинической смерти. — Ты видишь фантастическое сияние серебрянности и совершенно безбрежный простор: не видно горизонта, ничего. И как будто тело рвется, чтобы зацепиться за это круглое пространство, за эту трубу. Я на физическом уровне чувствовала, как разрываюсь. Я хотела тормознуться, остаться в этой жизни. Отрезок жизни становился меньше — я это понимала. Я видела, как он сужается. По-моему, был разговор: „Летишь дальше?“ Я сказала: „Нет!“ — и зацепилась. Я вслух стала просить прощения у господа, у родных, у близких — у всех стала просить прощения. И сразу — бух, удар какой-то. После этого удара я увидела, как я лежу. Я видела себя и слышала все-все, что говорили врачи и сестры. Я видела, куда они ходили, какие предметы брали, куда их клали, слышала, о чем они говорили (вовсе не обо мне, я уже — как отработанный материал). Наверное, господь меня услышал, и я сижу перед вами».

После этого случая Надежда Бабкина решила, что надо жить размереннее, спокойнее. Но прошла неделя, и все началось сначала.

Сегодня Надежда Бабкина востребована. На ее концерты всегда просят лишний билетик, но даже огромные залы не могут вместить всех желающих. Бабкину это не устраивает. Вот уже несколько лет она строит собственный театр.

Однажды, когда Бабкина была председателем жюри на фестивале «Радуга талантов», она познакомилась с молодым певцом Евгением Гором. Этот конкурсант произвел на нее очень яркое впечатление.

«Выходит юноша на сцену — я не вижу лица, кто там вышел. Первые звуки, которые он произнес, и у меня поплыло тепло внутри, — рассказывает Надежда Бабкина о первой встрече с Евгением. — Открылась дверь, я поняла, что на меня кто-то смотрит таким взглядом — буравчиком. Повернулась увидела Женьку, обрадовалась. У меня был эмоциональный всплеск, что он пришел и был рядом. Он пришел с группой бэк-вокала. И оказывается, он им сказал тогда такую вещь: „А Бабкина на меня запала“. Если бы я это знала, я бы его придушила на месте!»

Уже на следующий фестиваль Бабкина приехала не как член жюри, а на правах близкого друга.

«Я сказала ему: «Просто пой для меня — тогда ты споешь абсолютно качественно». Пошла музыка, и я вижу, как он поворачивается медленно в правую сторону прямо на меня и совершенно четко поет. Он пел одновременно с моим нутром. Он получил колоссальные аплодисменты, у него был потрясающий успех. Я сказала: «Женя, будет очень больно, это жестокий мир. Будет все. Если ты готов выдержать — ну, давай».

«Мне сейчас нельзя ошибаться: времени мало, — уверена Бабкина, — надо торопиться сделать побольше хорошего. Мы же не случайно приходим в этот мир. Нас направили сюда для того, чтобы мы научились понимать, слышать друг друга, любить, уважать, ценить, а самое главное — быть в гармонии. Человек — это самое высшее создание во Вселенной. Разумное высшее создание. Я верю в бога, верю в божественный разум. Мы сюда приходим, чтобы себя реализовать и оставить после себя потрясающий след, как комета, которая пролетела и оставила длинный-длинный красивый след».

Система Orphus