Надежда БАБКИНА: воспитание и образование – процесс неделимый

Опубликовано: 19 января 2021 в 18:30

В издательстве «АСТ» вышла книга Надежды Георгиевны Бабкиной «Модная народная», в которой она рассказывает о своей творческой и личной жизни, о начале творческого пути и основании своего ансамбля, а также о встречах со знаменитыми коллегами – от Аллы Пугачевой до Александра Васильева. Это событие стало поводом для нашей встречи со знаменитой народной артисткой и телеведущей. Но побеседовали мы не только о книге. Итоги 2020 года и жизнь театра «Русская песня», советская и российская образовательная практика и исследование фольклора – все это в эксклюзивном интервью Надежды Георгиевны «Учительской газете».

– Надежда Георгиевна, вы много про про это говорили, но не могу не спросить: 2020 год ударил, наверное, по каждому. В апреле вы переболели коронавирусом в тяжелой форме, отметив, что выздоровление стало вашим вторым днем рождения…

– Первого апреля, никому не веря, как говорится, я попала в эту историю… И никто и не поверил. В течение недели меня никто не мог разыскать, потому что я попросила всех, кто был в курсе, не распространяться лишний раз. И такое отношение меня порадовало, утечки не произошло. Конечно, когда я уже оказалась в коме, тогда объявили всем, что да как. После болезни меня ждал длительный период восстановления. Выздоровление не бывает по щучьему велению, только за счет настойчивого труда можно выкарабкаться, если есть желание не опускать руки и двигаться дальше. А восстановиться мне надо было во что бы то ни стало, причем перезагрузиться во всех смыслах, чтобы смочь опять размышлять, фантазировать, принимать решения. Потому что от этой болезни все как-то расплывается, как медуза. Ну да ладно, дело прошлое. Я это вспоминаю и говорю как будто не о себе, как будто какой-то человек, мне близкий, страдал от этого недуга, но не я. Могу сказать одно: шутить с коронавирусом нельзя.

– На этом испытания не кончились: вся сфера искусства оказалась в такой ситуации, когда возможности общаться со зрителем ограниченны. Что помогает вам и вашему театру пережить все эти трудности?

– В этой ситуации я думаю про себя: «Какая Надя молодец, что создала государственную структуру «Театр «Русская песня». Я ведь долгое время об этом размышляла, желала и в конце концов добилась. Так вот, может, творческий процесс у меня в театре и сбавил чуть обороты, но он не остановился – и это главное.

– Я почему и спрашиваю, потому что многие театры как-то споткнулись, что ли…

– Я буду говорить о своем театре. У нас множество всяких реализаций, если нет спектакля, мы можем дать сольный концерт, и не один, а можем дать мастер-класс в форме концерта, где я могу поделиться, как добиться успеха, какие ресурсы для этого необходимы, что предложить зрителю, сразу на месте что-то попробовать с теми, кто пришел. Как правило, это театралы, профессионалы, хотя и не обязательно. В общем, происходит взаимосвязь, культурное взаимообогащение. Спектакли у нас тоже идут. Конечно, заполняемость зала (на момент беседы – декабрь 2020 года. – Прим. ред.) – 25%. Но люди идут…

– Как вы относитесь к онлайн-формату? Это совсем не то или можно и так?

– Можно и так, но совсем не то. В безвыходной ситуации можно… Конечно, пандемия сильно ударила по гастрольной программе, но на то у нас и есть площадка, где мы можем работать, – наш театр «Русская песня». Поэтому рабочий процесс не останавливается. Идут репетиции, мы обсуждаем творческие программы на перспективу. Сейчас как раз то время, когда можно хорошенько подготовиться, это время роста на самом деле.

– Вот эта небольшая остановка в сумасшедшем круговороте гастролей и прочей деятельности никак не повлияла, а даже, мне кажется, помогла вам реализовать другие интересные проекты, такие как издание книги «Модная народная» в издательстве «АСТ». Легко ли вам далась эта книга воспоминаний?

– Совсем недавно она вышла в свет. Конечно, не скажу, что она далась мне легко и на одном дыхании. Тем более что испытания нынешнего года вошли в книгу, и без этого она казалась мне неполной. Вообще, когда читаешь эту книгу, анализируешь, понимаешь для себя: жизнь-то не разок била. Поэтому это скорее не книга воспоминаний, а книга пути. Я рассказываю в ней, где я родилась, кто мои родители, кто я такая была, кем я стала, кто на пути встречался, кто мои учителя, близкие, друзья и оппоненты, сколько раз меня предавали, сколько раз я падала и сколько вставала.

– Вы выросли в семье учителя младших классов. Как это повлияло на вас?

– Конечно, семья – это первейшее, что влияет на нас. Но в советское время образовательная и воспитательная системы формировали людей наравне с семьей, вся тогдашняя система просвещения была гораздо серьезнее, чем сейчас. И масштабнее. В той стране все были нужны, и это формировало людей как личностей. Взросление происходило вместе с ощущением нужности – в общественной деятельности, в творческой, научной. Сейчас такое не везде и не всегда, к сожалению. А ведь это важнейший аспект в государстве. Я всегда выступала за то, чтобы взять от советского образования все лучшее и применить к современной жизни. Зачем изобретать сто раз велосипед? И не надо сваливать, как сейчас нередко бывает, весь процесс воспитания на семью, оставляя школе одно образование. Так не может быть, воспитание и образование – процесс неделимый. И школа, и родители в одной связке должны действовать. Может, тогда и общество не будет таким разрозненным. Дети – это ведь будущие граждане России, которым тащить страну вперед.

– Сегодня дети – завтра народ…

– Совершенно верно. И патриотическое воспитание нужно. Но не так, чтобы именно к какой-то дате давайте кричать о патриотизме. Это ура-патриотизм. Настоящий патриотизм – он внутри, и формируется каждодневно на всех школьных занятиях, подспудно. Надо готовить детей к масштабному мышлению, а не узкомыслию – только лишь бы сдать ЕГЭ, выиграть олимпиаду, и все. А зачем? Ребенок должен понимать, зачем все это. Это главное. И не надо бесконечно смотреть на Запад, как там делают. К чему копировать? У нас своя замечательная образовательная школа – советская.

– Да, многое, к сожалению, сегодня в образовательной практике усреднено. Что-то от советского, что-то от западного…

– Эта усредненность готовит усредненных людей, даже не хочу говорить, к чему такое может привести. Конечно, не везде так, есть и замечательные примеры в нашем образовании сегодня… Но все же.

– Мы всегда говорим и пишем, что начинать надо с того, что повысить зарплату учителям, особенно в регионах.

– Да по большому счету и не только учителям.

– Вернемся к книге «Модная народная». Обложку для нее вы выбирали вместе со своими подписчиками в Instagram. Как я понимаю, выбор пал на самый смелый вариант. Вы согласны с таким пониманием вашего характера?

– Полностью согласна с этим вариантом. Это абсолютно Надежда Бабкина. Полностью характеризует меня и мой взгляд на жизнь.

– Может, не совсем удобный вопрос, но тем не менее. Многие звезды пишут автобиографические книги не совсем самостоятельно, прибегают к помощи так называемых литературных негров. У вас как?

– Полностью моя прямая речь, интонация, сердце. Конечно, литературный редактор присутствовал, потому что у меня бывают некоторые эмоции и такие выразительные подтексты, что лучше их не слышать (смеется). Но в целом авторство, конечно, за мной, как иначе?

– Замечательно, что книга сделана на такой живой основе. Кстати, раз уж заговорили о литературе, в этом году в репертуаре театра «Русская песня» появился спектакль «Горько» по произведениям двух авторов – Зощенко и Чехова. Что их объединило в этом спектакле?

– Премьера еще идет. Пробный шар был брошен, и люди приняли спектакль на ура. Чехов и Зощенко – это, конечно, два самостоятельных писателя. Но объединяет их вековая традиция. А в спектакле связующим звеном для них стала песня. И артисты, конечно. Я боялась, что люди не поймут, какое отношение второй акт имеет к первому, какое отношение Чехов имеет к Зощенко. Но получилось. У нас был связующий шафер – тамада, если по-русски. Он организовывал в зрительном зале какую-то затею (здесь, кстати, помогло даже, что только четверть мест заняты, и все рассажены, как по гнездам), люди заполняли своими эмоциями весь зал и через это понимали всю задумку спектакля. Так что прекрасный дуэт Зощенко и Чехова удался. Вообще этот спектакль задумывался для того, чтобы помочь людям преодолеть упадническое состояние на фоне карантина и пандемии, когда каждый день с экрана мы слышим удручающие факты, всяческие страшилки.

– Но быть бдительным сегодня действительно надо…

– Я и не спорю. У нас в этом плане все под контролем. Артисты периодически сдают анализы. Руководство театра, конечно, за все это несет ответственность, и поэтому все необходимые меры предосторожности у нас соблюдены, по санобработке в том числе. Именно поэтому мы можем спокойно позволить себе репетировать, выступать.

– У вас в театре много молодых артистов. Не приходится их, так скажем, перевоспитывать?

– А как их можно перевоспитать? Скажем так, они самовоспитываются в процессе того или иного творческого задания. Например, Витя Добронравов – он актер Театра Вахтангова – замечательно адаптировался в нашем театре. Антон Шагин из Ленкома играл у нас довольно серьезную роль Остапа Бендера, и, конечно, он спрашивал, что не так, как сделать лучше. Я ему говорила, что приземистее надо быть, все-таки Бендер – это еще тот жучара, его нельзя играть легкомысленно. Но, конечно, Астахов и Шагин, которые играют у нас Бендера, они совершенно разные. И это хорошо. Зато мадам Грицацуева одна. Это я (смеется).

– Еще немного о репертуаре театра. И детям, и родителям давно полюбилась ваша новогодняя программа «Бабкины сказки»…

– Да, в этом году «Бабкины сказки» тоже прошли, только в чуть ужатом варианте в связи со всем известными обстоятельствами. Есть и детские спектакли, и новогодние елочные представления. Вообще дети, конечно… Одно очарование на них смотреть. Они вроде приходят чужие, а потом оказывается – свои. Быстро адаптируются, контактируют легко, весело. Еще одна группа от нашего театра недавно высадилась неким «десантом» в Тюмени для новогодних представлений.

– Большие планы…

– Конечно, как и всегда. Мой театр – это целый концерн.

– Многие люди, которым вы знакомы благодаря эстрадной деятельности, не знают, что вы еще и доктор искусствоведения, у вас за плечами долгий путь становления в профессии, который включал несколько учебных заведений, годы обучения. Кого вы можете назвать своими главными учителями?

– Те, кто меня учил, не совсем публичные люди, но у них множество своих удивительных работ, на которых можно и нужно учиться. Это и Калугина, и Колотилова, и Руднева, и Харьков. Эти люди меня направляли. Нина Константиновна Мешко, мой преподаватель и педагог, с которой у нас очень сложно складывались взаимоотношения, я с ней не всегда была согласна и до сих пор не согласна, но все равно она мой учитель, она для меня большой авторитет. Если же говорить об авторитетах вообще, то для меня это и Русланова, естественно, и Зыкина, и Ольга Воронец. Эти исполнительницы для меня являются некими иконами стиля. У каждой из них был свой стиль и в профессии, и в жизни. Мне есть у кого поучиться.

– Всю свою жизнь вы исследуете фольклор. Как он трансформируется с развитием современной музыки и по какому направлению, по вашему мнению, он будет развиваться дальше? Не станет ли он некой архаикой?

– Народное творчество – это основа основ. Как можно его отделить от другого искусства, тем более обозвать архаикой? Фольклор существовал, когда нас не было, он есть сейчас и дальше будет только наполняться и развиваться. Тем более в нашем многонациональном государстве, где мы никуда не денемся от наших корней, которые крепко переплетены и держат нас вместе, несмотря ни на что. Именно поэтому я и говорю, что процесс воспитания и образования сегодня один из главенствующих. Необходимо передать основы нашей культуры дальше – детям.

– Золотые слова. Завершая нашу беседу, не могу не сказать спасибо за ваши труды на этом поприще.

Автор: Иван КОРОТКОВ