Идея постановки «Мистерии балета» возникла у художественного руководителя Московского государственного ансамбля танца «Русские сезоны» Николая Андросова в период его работы над музыкально-драматическим спектаклем «Дерево павлинов», посвященным 95-летию Тонино Гуэрра. Премьера состоялась в марте этого года в Италии, а главной действующей фигурой спектакля выступила прославленная балерина Карла Фраччи.
«Карла Фраччи была бесподобна в роли Синьоры», – говорит Николай Андросов, – «Мне пришла мысль, что нельзя лишать зрителя возможности видеть на сцене таких людей как она. Я подумал, что надо сделать для Карлы специальную постановку. Я хотел сделать эту постановку на основе русской музыки, близкой именно русскому зрителю. Вспомнив, что мы в беседах с Карлой Фраччи и ее мужем режиссером Беппе Менегатти многократно обращались к теме Анны Ахматовой, Маяковского, Бунина и других русских писателей и поэтов, я подумал — какую же музыку можно было бы использовать для раскрытия поэзии и романтизма, так присущего русскому характеру и русской душе. Ну, конечно же, Сергей Рахманинов».
Сейчас полным ходом идет работа над новой постановкой и уже 28 сентября впервые на одной сцене прозвучат: знаменитый второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, потрясающей красоты образцы русской народной вокальной полифонии, фрагменты из дневников Веры Скалон и стихи Анны Ахматовой. Эта смелая задумка будет воплощена в жизнь благодаря исполнительскому мастерству музыкантов Большого симфонического оркестра им. С. Рахманинова под руководством главного дирижера Ростовского оперного театра Андрея Аниханова, знаменитого итальянского пианиста Грегорио Нарди, артистов вокального ансамбля «Славяне», солистов балета Большого театра России и Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, артистов балета ансамбля «Русские сезоны». Настоящим украшением спектакля станет адажио в исполнении блистательной Карлы Фраччи.
Режиссёр и хореограф-постановщик спектакля «Мистерия балета» Николай Андросов не случайно решил вывести на одну сцену итальянских и российских артистов балета и музыкантов. По его словам, итальянцы зачастую относятся к русской культуре более уважительно, чем мы сами. «Устами итальянцев можно неординарно и глубоко напомнить русскому зрителю о таких глубоких понятиях как любовь к Родине и верность любимой женщине, как сохранение в нашей духовной повседневной практике таких понятий как поэзия, романтизм и возвышенность. Все эти чувства нельзя растерять в эпоху смартфонов и планшетов. Если хотите, мы «исполняем гимн» русской душе, русской натуре, русскому характеру. Это именно то, что хочет от нас весь мир, который преклоняется именно перед этими чертами нашего народа. Способность жить иррационально, воодушевлённо, несмотря ни на какие драматические события извне, делают русский народ надеждой и опорой большинства людей в мире, отягощённом безнравственностью и лицемерием, стяжательством и ложными идеалами, технократией и бездумной, преступной эксплуатацией всего того, что сумело достичь человечество с таким трудом.
Великих итальянцев и великих русских деятелей культуры всегда объединяла любовь к полноте эмоций человеческой души, к гармонии и божественной красоте архитектуры человеческого тела, к заоблачной высоте звуков музыкальных инструментов и вокала, как высшей формы человеческого гения».
Интересная идея постановки, участие ярких российских и итальянских исполнителей, прекрасная музыка и поэзия не оставляют сомнений в том, что спектакль «Мистерия балета» станет одним из значимых событий в театральной и музыкальной жизни Москвы, его авторы напишут новую главу в большой истории мирового балета.