Премьера обновленной версии мюзикла «Мастер и Маргарита» по одноименному роману М.А. Булгакова состоялась на сцене театра «Русская песня».
Девушки в белых беретах из 30-х годов прошлого века встречали гостей в фойе с символичными табличками: «Рукописи не горят», «Пожалуйста, не аплодируйте!». Между прогуливающимися по театру зрителями, сновали девушки-кошки – извечные персонажи булгаковской прозы.
Когда «народонаселение» заняло свои места в зрительном зале, возникла преисподняя со всеми своими дьявольскими изгибами. Настал момент! Спектакль начался. Пора!
Проза Булгакова многослойная, насыщенная, эмоциональная, философская, театральная и необычайно привлекательная для режиссеров. Роман знает несколько экранизаций и множество инсценировок. Мюзикл «Мастер и Маргарита» был поставлен в 2009 году в театре Санкт-Петербурга «Мюзик-Холл» и до сих пор идет с большим успехом, пополняя ряды своих поклонников. Настало время показать мюзикл и столичной публике – 2 марта состоялась московская премьера на сцене театра «Русская песня».
В романе Булгакова сталкиваются две ипостаси человеческого существования: высшая духовность и меркантильность, Бог и дьявол, вера и безверие, сострадание и ненависть, любовь и страх.
Авторы так и назвали мизансцену разговора Понтия Пилата (Вячеслав Штыпс) и Иешуа Га-Ноцри (Антон Авдеев) – «Любовь и Страх». Как любить, как сострадать, как проявить свои чувства, если невыносимый страх застилает глаза? Как отказаться от власти и земных благ взамен неосязаемого «добра»? Лишь Маргарита (Анастасия Макеева) ничего не боится – ради любви она решается на сделку с дьяволом, соглашается стать Королевой сатанинского Бала. Маргарита уже не человек, не женщина, она – душа, которая окрыленная любовью и ненавистью, несется над ночной Москвой, безжалостно карая обидчиков. Ей уже неведомы земные законы и мораль, ее ведет первобытная стихия чувств и страсти. Маргарита летит к Воланду (Иван Ожогин) – миссии, спустившейся на Землю, чтобы довести человеческие пороки и грехи до абсурда, зло, пришедшее, чтобы спасти людей от самих себя. В отличие от сына Бога, он не прощает, не снимает грехи, а разоблачает их. За тягу к наживе, вранье, пьянство, воровство люди расплачиваются своими жизнями.
«Мастер и Маргарита» – материал сложный для постановки, как драматургически, так и технически. Большое количество мест действия и событий стремительно сменяют друг друга и, чтобы сохранить сюжет и основные мысли автора, необходимо правильно расставить ориентиры, при этом, не лишаясь ключевых значимых сцен. Технические возможности, которыми обладает современная сценография, позволяют перемещать действие молниеносно. Трансформирующиеся декорации, прозрачный экран создающий 3D эффект помогают зрителю переноситься из одного пространства в другое: то это Москва 30-х годов, то комната Мастера, то знойный Ершалаим, то психиатрическая лечебница, куда попадает Иван Бездомный и Мастер.
Зрители мюзикла – полноправные участники спектакля. Они исполняют роль «народонаселения» в сцене «Сеанса черной магии с последующим ее разоблачением», становятся массовкой на дьявольском Балу. Зрители не сопротивляются этим задумкам авторов и все также живо реагируют на знаменитую фразу Воланда «Квартирный вопрос испортил москвичей».
Маргарита подчиняется воле Воланда, чтобы вернуть свою любовь, а вместо этого спасает несчастную Фриду, убийцу собственного ребенка. Маргарита с помощью Воланда отпускает ей ее грехи. Проявив верх самопожертвования, она и Мастер награждены вечным «покоем». Теперь этой буйный, жестокий мир не сможет разлучить их никогда.
Премьера мюзикла состоялась, спектакль прошел успешно, несмотря на суеверно «нехорошую» репутацию постановок романа. Теперь «Мастер и Маргарита» ждет новых зрителей 4, 6, 7 марта, 1, 2, 4-7 апреля.