М.В. Попович | «Бабий бунт в нашем колхозе»

Опубликовано: 29 ноября 2017 в 11:19

«Бабий бунт в нашем колхозе» – спектакль театра «Русская песня» (постановка Н.В. Чусова). Спектакль «Бабий бунт» поставлен по мотивам произведения писателя Михаила Александровича Шолохова «Донские рассказы». Обладая особой языковой поэтичностью, текст ещё больше обогащается многокрасочностью песенно-танцевального казачьего фольклора. В этот спектакль введены и драматические актёры, и народные певцы ансамбля «Русская песня», балет «Живая планета» и фольклорная группа «После 11», которая играет роль скоморохов между сценками, комментируя происходящее и исполняя музыкальные номера, настраивающие зрителей на следующий эпизод. Постановку украшает движущийся видеоряд, слайды сменяют друг друга, искусственный дым, стога сена, которые служат и укрытием, и наблюдательным пунктом, и навесом. В спектакле на сцену выходил настоящий вороной конь. Создаётся полное погружение в события, происходившие в дореволюционное время в одной из казачьих станиц. По сюжету среди казаков произошёл раскол на два лагеря мужской и женской половины населения. Только что приехавшая из города мятежница Настя, борец за равноправие полов, настроила всех баб в деревне отстаивать свои права. Мужики ведут разгульный образ жизни, когда женщины делают всю работу и не видят никакой помощи от них. Вот тут-то и закончилась спокойная и размеренная хуторская жизнь. Бабы мужиков своих оставили на произвол судьбы, замыслив при этом план по их перевоспитанию. Это история о единении и согласии ради мира на родной земле. По форме спектакль состоит из двух отделений с антрактом. Первое отделение больше напоминает драматический спектакль с музыкальными номерами; второе – более концертное, эстрадное яркое представление. Рассмотрим более пристально первое отделение спектакля. Артисты активно использовали инструментарий: аэрофоны – дудка и рожок, хордофоны – гитара и балалайка, пневматический идеофон – баян, ударные идеофоны – ложки и трещотки, мембранофон – бубен. Все эти инструменты периодически звучали в ансамбле и поддерживались фонограммой. В чистом виде инстументально-вокальных номеров было не много, в основном только у скоморохов, которые играли между сценками, пока сменялись декорации за занавесом. Также они могли исполнять песню не полностью, только первый куплет и припев, например, в казачьей песне «Всадники-други». А полностью песня могла прозвучать уже в самой сценке исполнителями вокального ансамбля «Русская песня». Были и акапельные произведения: «Даже белый свет мне стал не мил» – романс (соло с вокализом, который заменял инструментовку), «Чёрный ворон» – песня донских казаков, исполнялся статично, без движений, и только на дальнем плане возвышающейся лестницы происходила сцена расставания отца с сыном. Диалоги также озвучивались музыкальной фонограммой, фоновая музыка была практически всегда. В проигрыше песни мог быть монолог, например, песня Марфы в исполнении Надежды Георгиевны Бабкиной «На улице дождик». Помимо музыки появлялись и звуковые эффекты, такие как шорох, скрип, стук, гул толпы, выкрики. Фонограмма была наполнена звучанием народных инструментов, но ритмически напоминала эстрадные популярные произведения. В эту постановку входят самые разнообразные фольклорные жанры: лирические, городские песни, хороводные, плясовые: «На горе колхоз», колыбельная «На улице дождик», казачья лирика: «Чёрный ворон», романсы: «Занавесочка», «Даже белый свет мне стал не мил», военная: «Песня о Щорсе». Цыганский фольклор представлен песней «Ах зачем эта ночь», формируется своего рода попурри из казачьих песен: «Как за доном, за рекой» и «Вы, казачки, военные люди», также звучат инструментальные наигрыши: кадриль, барыня «Деревня- деревня – четыре двора». Кроме ансамблевых и сольных форм исполнения есть ещё и дуэты романсового типа с сольными запевами «Ах зачем мне эта ночь», «Не влюбляйтесь в молодость ребятушки». Составы вокальных ансамблей были различны. Был и чисто мужской состав и чисто женский, а также смешанный. Могло быть, что в одной песне в форме диалога поёт с начала женский состав, потом мужской. Все ансамблевые произведения многоголосные. Интересно то, по какому же принципу подбирался репертуар для этого спектакля. В произведении М.А. Шолохова «Донские рассказы» не даны указания на какие-либо песни. Помимо народного представления в театре «Русская песня», этот спектакль существует в виде оперетты Е.Н. Птичкина «Бабий бунт». Музыка из неё не была заимствована. Песенные вставки, по большей части, были основным репертуаром ансамбля «Русская песня», а также группы «После 11». Эти песни прекрасно знал зритель, подпевая чуть ли не каждый музыкальный номер. Обратим особое внимание на звукоизвлечение. Прикрытое звучание, соединение грудного и головного регистров женских голосов в хороводных и лирических песнях. Открытую распевную подачу звука, присущую казакам представляет нам ансамбль, состоящий из мужских голосов. Полётное близкое звукоизвлечение грудного регистра в плясовых песнях смешанного состава. В спектакле осуществлено много хореографических постановок. Как и в профессиональных народных хоровых коллективах, в театре «Русская песня» музыкальные номера украшаются танцами. У балета и ансамбля разработаны свои хореографические рисунки, как правило, ансамбль пританцовывает на дальних и боковых планах, а балет создаёт главную сценографию в центре. Всё это обычно в конце песни сливается в быстрый перепляс исполнителей, находящихся на сцене. Используются такие виды хореографии: кадриль (танец парами), джигитовка, хороводы по кругу и орнаментальные. Присутствует современная хореография, классический вальс. В танцевальных номерах часто идёт в ход различный инвентарь: вилы, грабли, снопы, мётлы и скалки. Свет сопровождает музыкальные номера, как на больших эстрадных концертных площадках, он двигается в такт музыке, создавая при этом орнаментальные рисунки прямо на сцене. Сменяется ночь и день. Как раз ночью и исполняет свои песни группа скоморохов, подготавливая зрителя на то, что же будет происходить следующим днём. Ночью слышаться звуки ручья, шелест листвы, на небе мерцают звёзды. Всё выглядит необыкновенно красиво. Зрелищность спектакля дополняют костюмы артистов. Девушки одеты в красочные сарафаны и фартуки. Переодевались они и в казачий костюм, так называемую «Парочку», который представлял собой длинную пышную юбку в пол и кофту с объёмными сборками и кружевами, украшенную узорной вышивкой. На голове волосы убраны в шлычку, либо заплетались в косу. Ещё могли украсить голову красивым ярким платком. На ногах у казачек были «гусарики – праздничные кожаные цветные сапожки, со шнуровкой впереди». Мужчины были одеты в рубахи с золотой вышивкой и тесьмой, повязанные кушаком, штаны свободного покроя (шаровары), заправленные в черные кожаные сапоги. Поверх рубахи надевался кафтан, мог подпоясываться так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал или сабля. За пояс могла быть завязана плеть (хлыст). Завершал образ головной убор: фуражка или папаха (цилиндрическая меховая шапка с суконным верхом). Спектакль «Бабий бунт» синтезирует два жанра: драму и мюзикл. Сразу видно разделение на группы, каждый делает то, в чём он мастер, а именно: Певцы в этом спектакле практически не говорят, зачастую это выкрики из толпы, маленький диалог, или монолог перед песней. Главной задачей для них является музыкальная составляющая спектакля, передача чувств через песню, вложив туда всю свою душу, как драматический актёр вкладывает её в слово. В спектакль «Бабий бунт» были введены профессиональные драматические актёры, такие как Николай Добрынин (председатель колхоза — Степан); Иван Замотаев (Николка); Сергей Колесников (казак Захар) и другие. Особенно запомнилась Ольга Волкова (Семёновна — жена Захара), которая абсолютно точно воплотила образ этой героини, доставив зрителям незабываемое впечатление. Спектакль всё же рассчитан на определённого зрителя, которому интересна истина происходящего. Он идёт на этот спектакль ради подлинного человеческого восприятия того мира, который существовал задолго до нашего современного быта. Другие взаимоотношения, другие ценности, совершенно другой взгляд на вещи. Спектакль всё же рассчитан на более широкую публику, которую трудно чем-либо удивить. Для неё создаются большие декорации, применяются новейшие технологии. Всё играет яркими красками, выглядит эстетически красиво. Атмосфера спектакля просто поражает воображение! На этот спектакль стоит сходить каждому и открыть для себя красоту русской песни, ощутить всю полноту народной мудрости.

Система Orphus