«Омут любви» в театре «Русская песня»

Опубликовано: 12 ноября 2017 в 10:45

Некоторые произведения классиков мировой литературы на протяжении веков интерпретируются в разных версиях, ставятся в десятках и сотнях театров мира, многократно экранизируются в кинематографе. Как, например, повесть Шекспира о «Ромео и Джульетте», «Три сестры», «Вишнёвый сад» и «Чайка» Чехова, «Гроза» Островского. Список можно продолжать бесконечно. Но, в противовес этим произведениям, есть литературные шедевры, за которые как театральные, так и кинематографические режиссёры берутся с большой опаской и осторожностью.

И только самые смелые, словно в омут с головой, бесстрашно бросаются на эту амбразуру.

В театре «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной, как известно, не боятся экспериментов и инноваций. Все постановки, которые идут на сцене этого театра, выполнены не по лекалам коллег, а созданы по-новому, профессионально и оригинально, с глубинным подходом к природе человеческой личности, неординарным сценическим решением, безграничной фантазией постановщиков и безудержной энергией актёров!

9 и 10 ноября на сцене театра «Русская песня» с абсолютным аншлагом состоялась премьера музыкально-драматического спектакля «Омут любви» поставленного по повести Александра Куприна «Яма».

Великий классик русской литературы работал над этой повестью на протяжении шести лет – с 1908 по 1914 гг., и первым среди русских писателей осмелился раскрыть тему продажной любви. В эпиграфе к ней Куприн написал: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству».

Реакция общественности была неоднозначной, многие восприняли произведение сквозь призму ханжества и предрассудков.

Но, в действительности, в повести «Яма» затронуты очень важные социальные, морально-нравственные, культурные проблемы человечества, актуальные во все века.

К сожалению, обществу всегда было проще сделать вид, что проблемы не существует, и словно страусы, спрятав головы в песок, принимать существующие общественные устои, как неизбежность.

И редко кто решается в открытую говорить об этих проблемах. Куприн решился сто лет назад и был многими осуждён, однако его произведение навсегда вошло в золотой фонд мировой литературы.

По прошествии века повесть Куприна блистательно инсценировали в театре «Русская песня».

Музыкально-драматический спектакль «Омут любви», поставленный режиссером Анной Бабановой по пьесе «Яма», великолепно и многогранно раскрывает смысл произведения.

В спектакле задействован блистательный актёрский ансамбль.

Главную роль хозяйки публичного дома Анны Марковны играет Надежда Бабкина; гордую и свободолюбивую проститутку Женьку – популярная актриса театра и кино Анастасия Макеева; циничного афериста, обманом продающего наивных мечтательных барышень в бордель, воплощает Вячеслав Манучаров. В роли бравого гусара -посетителя публичного дома певец Александр Коган, для которого спектакль — дебют на театральной сцене. Заслуженная артистка России Елена Проклова предстаёт в острохарактерной роли хромой экономки в публичном доме.

Экспрессивный Даниил Спиваковский в процесс спектакля воплощает сразу нескольких персонажей. Трансформациям талантливого актёра позавидуют даже участники популярных шоу перевоплощений. Только в контексте спектакля герои Спиваковского – увы, не пародия, а проекция вполне реальных мужчин.

Как это часто бывает, реальная жизнь далеко не всегда сказочна, она подчас сурова, жестока и прозаична.

Каждый персонаж «Омута любви» — целостная история со своей судьбой и ньюансами, с персональной драмой. Портретные характеристики и особенности всех героев раскрыты филигранно чутко и тонко, актёры демонстрируют абсолютное перевоплощение.

По эмоциональной составляющей зрителям есть за кого переживать во время просмотра, и, может быть, трансформировать точку зрения симпатий и антипатий в процессе развития сюжета, менять свой взгляд на события.

В спектакле участвуют: Иван Замотаев, Светлана Рассказова, Елена Ионина, Дмитрий Шакин, Александр Варнаев, Александр Пронин, Дарья Рубачева, Анастасия Ефремова, Алена Анкудинова, Валентина Безух, Наталья Морозова, Наталья Волгина, Петр Ключников, Сергей Сысуев, Александр Мендеев, Анна Ишутина.

Многогранный актёрский ансамбль в «Омуте любви» прекрасно синхронизируется с оригинальной сценографией, хореографией, музыкой и многими другими составляющим «пазла» под названием прекрасный спектакль.

Режиссер по пластике – Николай Реутов. Музыкальное оформление – Андрей Федоськин. Сценография – Фемистокл Атмадзас. Стоит отдельно восхититься работой художника по костюмам (Роман Ватолкин) и гриму. Образ каждого героя детально продуман, с помощью роскошных костюмов и соответствующего грима ловко сделан акцент на характеры персонажей.

В день премьеры спектакля «Омут любви» в фойе театра открылась фотоэкспозиция «Жизнь в яме». Фотовыставка представляет собой уникальные кадры, демонстрирующие стиль и моду исторического дамского нижнего белья конца XIX – начала XX века. Коллекция фотографий, на которых каждый предмет – культурный артефакт, собрана историком моды Александром Васильевым.

В спектакле звучат народные песни, романсы, духовные стихи в исполнении Надежды Бабкиной и солистов ансамбля «Русская песня».

Народная артистка России Надежда Бабкина в ещё одном спектакле великолепно проявляет себя как прекрасная драматическая актриса, досконально «проживая» на сцене свою роль, воплощая бесконечную гамму эмоций и настроений. Напомним, что также Надежда Георгиевна также исполняет главные роли в спектаклях «Ночь перед Рождеством» и «Бабий бунт», которые уже не первый сезон с неизменными аншлагами идут на сцене театра «Русская песня».

Надежда Бабкина об «Омуте любви»: «Стынет кровь от цинизма, с которым предприимчивый молодой человек промышляет торговлей живым товаром! Для него продажа молодой жены в дом терпимости – успешный бизнес, но девушка расплачивается за эту сделку собственной жизнью. Она мечтала о подвенечном платье и о вечной, чистой любви, а попала в унизительное «телесное рабство».

По мнению режиссера Анны Бабановой, тема «социального дна» сегодня звучит так же злободневно и трагично, как и 100 лет назад.

Анна Бабанова: «Спектакль «Омут любви» – клубок из противоречий и контрастов, как пир во время чумы. Мы постарались отразить это в названии: омут – губительная бездна, любовь – то чувство, которое ведет к возрождению. С одной стороны – апокалипсис, с другой – жажда жизни».

Решение создателей назвать спектакль не «Яма», а более романтично и поэтично – «Омут любви» — прекрасная метафора, ассоциирующаяся с омутом соблазнов и пороков, надежд и потерь, иллюзий и разочарований…

Такие «Ямы» совсем не в прошлом, и сейчас, в 21 веке, проблема проституции стоит очень остро во всём мире. Печально, но пока такому «пиру во время чумы» не видно конца и края.

Увы, тенденции времени, внешние и внутренние обстоятельства и примеры окружающих часто оказываются тем самым решающим индикатором, который является основополагающим при выборе и принятии фатальных решений в судьбе. А иногда, сама жизнь, словно не оставляет выбора.

В канву спектакля прекрасно вписаны музыкальные номера разных жанров. Нашлось место и социальным размышлениям: очень многое идёт из семей и из детства, уделили внимание и разности психологий мужчин и женщин, их мотиваций и стремлений.

Например, одна из оригинальных находок, что в некоторых сценах в ролях многочисленных клиентов «Ямы» фигурирует мужской балет в масках. Маски обезличенно символизируют непрекращающийся поток пошлости и пороков, который из года в год не уменьшается.

Когда повесть Куприна только была опубликована, литературные рецензенты в пух и прах раскритиковали произведение, и только Корней Чуковский поддержал автора, назвав повесть «пощечиной всему современному обществу». Прошло сто лет, но, в сущности, ничего не изменилось.

К сожалению, далеко не всегда возможно сохранить и уберечь огонь своей души в обстоятельствах жизни, остаться верным своим мечтам, достоинству и чести, но всё же…иногда в проститутках можно найти гораздо больше человеческих черт, чем в благопристойных дамах. Одна из цитат повести: «Мы — падшие, но мы не лжём, не притворяемся, а вы всё падаете и при этом лжёте. Подумайте теперь сами — в чью пользу эта разница?»

Смело можно констатировать, что спектакль ждёт яркая насыщенная творческая жизнь! Поздравляем всех причастных к созданию театрального шедевра с премьерой!

«Омут любви» — прогрессивная эволюция человеческой мысли, способности открыто, без ханжества, пошлости и осуждения, говорить о реальных проблемах общества! Мораль проста: «Не суди, да не судим будешь!»

Каждый человек на протяжении всей жизни в той или иной степени рискует утонуть в «Омуте любви» и универсального иммунитета от него не существует…

Система Orphus