Премьера! «Музыкальные картины по мотивам произведений Михаила Шолохова «Бабий бунт»

Опубликовано: 22 ноября 2016 в 17:48

Картина первая. Зачинная

Эта история могла случиться в любом краю, в любое время, но произошла она в казачьей станице, в 20-х годах, аккурат на исходе Гражданской войны. Борьба шла в те годы по всем фронтам, по всем направлениям: на передовой не успели красные с белыми до конца разобраться, так тут в тылу бабы с мужиками воевать начали – свои права, дарованные им революцией, отстаивают. Внушила казачкам идеи подобные – о свободе, да о равноправии – комсомолка Настя, прибывшая из города. Образованная и мыслями патриархальными нестесненная, стриженная и в красной косынке, заявилась Настя в станицу, и давай баб «табунить». Зачалась тут коллизия полная страстей.

Картина вторая. Шолоховская

«Донские рассказы» Михаила Шолохова легли в основу инсценировки, сделанной режиссером спектакля «Бабий бунт» Ниной Чусовой. В виде сборника рассказы увидели свет в 1926 году, будучи опубликованными издательством «Новая Москва», и открыли писателю дорогу в большую литературу.

Как и большинство произведений Шолохова, рассказы иллюстрируют жизнь донского казачества на исторических рубежах, когда решается судьба целого народа. Картины Гражданской войны, революционной перестройки деревни и разлома всего уклада казачьей жизни, представленные писателем через трагические судьбы людей, написаны живым, поэтичным языком – языком, на котором говорит сам народ.

Сюжетная линия спектакля «Бабий бунт» выстраивается вокруг одного из рассказов, вошедших в сборник – «О Колчаке, Крапиве и прочем». Он повторяет извечную историю, описанную еще две с половиной тысячи лет назад древнегреческим комедиографом Аристофаном в «Лисистрате», и повествует о женщинах, которые, отлучив мужчин от своей ласки, отучили их воевать. Михаил Шолохов перенес действие в казачий хутор, придал персонажам народные черты и, подобно Аристофану, разлучил мужиков и баб, сделав их на время непримиримыми врагами.

Картина третья. Режиссерско-актерская

Шолохов, как фольклорист, с публицистической точностью и языковой поэтичностью раскладывает перед читателями пестрое лоскутное одеяло, каждый элемент которого – человек. Нина Чусова, как модельер-конструктор, перемешивает элементы, вводит новые цвета, и создает оригинальное драматургическое полотно из ярких, выпуклых архетипических образов. Главным действующим лицом спектакля становится песенный казачий фольклор, который словно пробивается между строк шолоховской прозы.

Начинается действие с посиделок у костра под протяжные песни, с непринужденной беседы нетрезвых мужиков, на ночь расседлавших своих верных коней и отправивших их на пастбище. С баек о том, как оно раньше было… Мифом, небылицей из далекого-далекого прошлого звучит история, рассказанная Захаром – бывалым казаком в возрасте (Сергей Колесников) о баламутке Насте, которая разрушила спокойную жизнь хутора, явившись из города, «где Советская власть и где пролетарии учатся для того, чтобы в будущем уметь республикой управлять». Легенда? Выдумка? Ан, нет, раскрывается занавес и предстает эта самая Настя (Валентина Безух) во всей красе – в красной косынке, штанах и кожанке. Поначалу неохотно встречают ее хуторяне: мужики опасаются, что она их баб дурному делу научит, а бабам не хочется за дружбу со своевольной мятежницей по доброй семейной традиции битыми быть. Так и боялись бы ее бабы, если бы не осознали все недостатки своей незавидной, зависимой от настроения мужиков, доли.

Поддержкой и катализатором женского движения тут выступила жена председателя колхоза – сильная, колоритная, властная, стойкая и неподкупная Марфа (Надежда Бабкина).

Фрагмент третьей картины. Надежда Бабкина

Художественный руководитель театра «Русская песня» Надежда Бабкина умеет удивлять, но на этот раз ее появление на сцене в роли Марфы, жены председателя, стало настоящим откровением для зрителей. Еще недавно она делала первые шаги в качестве драматической актрисы, являясь в нарочито «картинных» и гротескных образах Солохи и Императрицы в фолк-мюзикле «Ночь перед Рождеством», теперь же она приблизилась к освоению психологического театра, вложив в свою роль все грани внутренних человеческих переживаний. Пожалуй, во всем спектакле Марфа самый «живой», реалистичный персонаж, который имеет свою сокровенную трагическую историю, не покидающую героиню Бабкиной весь спектакль. Этой историей Марфу наделила режиссер Нина Чусова, позаимствовав сюжет из рассказа Шолохова «Нахаленок». На руках немолодой женщины остался внук Минька, мать которого померла при родах, а отец воюет за белых, что тоже равносильно смерти. Она опекает сироту, приголубливает его, когда мальчишки нападают и дразнят обидным прозвищем Нахаленок. С какой болью в сердце она поет ему колыбельную, стараясь отогнать печальные мысли, стараясь умиротворить и свою израненную, исстрадавшуюся душу. С какой нежностью она обнимает мальчика, даря родному существу всю свою любовь и ласку.

Сердцу матери не знакомы цвета – белый или красный, не важны политические взгляды, когда ребенка нет рядом. Мать, несмотря ни на что, продолжает любить своего сына и ждать от него весточки. Наступает долгожданный для нее момент – сын возвращается с войны.

Сцена возвращения Фомы (Юрий Катаев) немного выбивается из общей картины спектакля. Ее трагизм возвращает нас к шолоховской правде, которая заключена не в комедийном противостоянии баб и мужиков, а в страшной кровавой борьбе, разведшей по разные стороны родных людей.

Отец отрекается от сына и выгоняет из дома, не дав даже на минуту насладиться материнским теплом. Марфа в исполнении Надежды Бабкиной, кажется, вот-вот сорвется в рыдания, лишится чувств, но сильная духом женщина, пережившая столько невзгод, через слезы радуется тому, что Бог даровал ее сыну самое главное – жизнь.

Стремительные переходы от силы к слабости, от жестких выпадов к невероятной женственности и нежности, от смеха к слезам отличают рисунок роли, воссозданной на сцене Бабкиной. За счет глубинного погружения в переживания своей героини, Надежда Бабкина становится энергетическим центром всего спектакля, опорой его сюжетной.

Картина третья. Режиссерско-актерская. Продолжение

Спектакль насыщен филигранными актерскими работами. Чего стоит дуэт Ольги Волковой в роли Степановны и Сергея Колесникова (Захар)! Утрировав свои образы до гротесковой комичности, они разыгрывают сцену тайной встречи супругов, находящихся «по разные стороны баррикад». Смешно и трогательно выглядят немолодые влюбленные, разлученные по вине обстоятельств, и неспособные находиться порознь друг от друга.

Еще один дуэт спектакля – Настя (Валентина Безух) и Николка (Иван Замотаев). Казалось бы, что смешного может быть в сцене между двумя молодыми людьми, страстно влюбленными друг в друга? Нина Чусова ломает стереотип, заставляет героев любовного дуэта петь «Ах, зачем эта ночь так была хороша?» с излишней театральностью, используя нарочитую мимику и жесты, в страстном танце, выражая всю полноту своих чувств. В итоге рождается сцена, полная удивительной экспрессии и красоты, с точно выверенными движениями и безупречным вокалом.

В спектакле немало актерских работ, заслуживающих внимания. Среди них дед Щукарь в исполнении артиста театра «Русская песня» Александра Варнаева. Его актерский талант стал настоящим открытием в спектакле «Ночь перед Рождеством», в котором он исполнил роль Дьяка. Тогда складывалось впечатление, что актер и не играет вовсе, а живет в образе жалкого, угодливого, очарованного прелестями Солохи старичка, который выпив рюмку горилки, осмелел так, что пустился во все тяжкие и забыл о своем церковном сане. В «Бабьем бунте» необыкновенно пластичный и органичный Варнаев – безобидный, смешной старичок, способный и на дудочке сыграть, и изобразить «лунную походку».

Картина четвертая. Песенно-танцевально-музыкальная

Казачьи песни, традиционные танцы в исполнении артистов балета «Живая планета» и Государственного ансамбля танца «Русские сезоны», музыкальные композиции, написанные композитором Михаилом Броннером – то, без чего не мог обойтись спектакль театра. Лиричные, строевые, колыбельные песни в исполнении ансамбля «Русская песня» во главе с Надеждой Бабкиной, как всегда, берут за живое, заставляют зрителей сопереживать героям, своими виртуозно звучащими голосами вовлекают в чудесный мир традиционной культуры.

Картина пятая. Живописная

Спектакль «Бабий бунт» начинается с занавеса, выполненного в стиле русского авангардизма начала XX века, и напоминающего одну из картин Казимира Малевича. Занавес поднимается, и перед зрителями предстает совсем другое реалистичное полотно – на сцене стога сена, между которыми проходит живая лошадь, а бабы, подбадривая себя песней, мастерски орудуют граблями. Павел Каплевич, художник-постановщик спектакля, не боится работать на контрасте, давая объемную картину того времени, о котором говорится в рассказах Шолохова. Он говорит о неоднозначности и противоречивости тех событий, которые произошли с нашей страной на заре прошлого столетия. Рядом существовали такие течения, как реализм и авангардизм, светлые идеалы отстаивались ценой жизней соотечественников, тогда юмор и ирония вполне гармонично уживались с кровопролитием и трагедиями целого народа.

Картина шестая. Примирительная

«Казачество – это сословие, куда могут входить люди почти всех национальностей. Казачество как наша страна в миниатюре, такая же многонациональная и многообразная. У казаков веками выработано особое отношение к себе и к соседу, им чужды межнациональные розни. Хочется, чтобы наш спектакль заставил людей задуматься о том, что все мы, какую бы национальность не представляли – дети одной родины – планеты Земля. Только вместе мы можем жить в нашем общем доме в мире и согласии!», – говорит потомственная казачка Надежда Бабкина.

Заканчивается спектакль воспроизведением старинного русского обряда «Опахивания», без которого, по мнению наших предков, земля не родит. Завораживающе звучат голоса артистов, всерьез заклинающих свою кормилицу принести хороший урожай.

О чем же все-таки спектакль? О борьбе между мужиками и бабами? О становлении Советской власти? О коллективизации? Нет. Спектакль «Бабий бунт» о примирении, о том, что все мы часть Вселенной, часть мироздания. Для продолжения жизни на Земле мужчины и женщины, дети и родители, братья и сестры не могут и не должны существовать отдельно друг от друга, враждовать. Только в синтезе, в гармонии, сообща может родиться что-то хорошее и созидательное. Это истина, которая не требует доказательств!

Автор фото: Иван Косяков